Не участвуйте в тестах. Если вы любитель поискать ответы на вопросы "Кто ваш лучший друг?", "Что ждет вас в новом году?" или "Кто вы из героев Михаила Булгакова?", то важно понимать, что в распоряжение "сборщиков" поступает обезличенная информация. Грубо говоря, вместо имени и фамилии в базе присутствует некий идентификатор, по которому нельзя вычислить точное место, где живет человек, его адрес и телефон. Но это никому не нужно. Важно другое: у каждого пользователя вне зависимости от имени и фамилии есть круг друзей, список интересов (которые он указал сам), подборка групп и сообществ, в которых он участвует и на которые подписан.
Все это вместе с ответами на вопросы психологической викторины позволяет составить довольно точный "портрет" для целенаправленной рекламы.
Чтобы не принимать участия в этих играх, имеет смысл в первую очередь отказаться от прохождения подобных тестов. Особенно если страница, на которой они размещаются, оказывается незнакомой. Проходить тесты и викторины лучше всего на известных и знакомых страницах.
Закрывайте "личико". Стоит понимать, что любую информацию, которая размещена на открытой странице в социальной сети, будь то "ВКонтакте" или Facebook, можно скачать и подвергнуть анализу. И это не будет кражей данных, вторжением в личную жизнь или нарушением тайны переписки. Если страница открыта, а записи "доступны для всех", это значит, что увидеть их может любой человек на планете. Тем, кому это не нравится, можно посоветовать перевести страницу в режим "для друзей".
Оставляйте личное при себе. В открытом доступе имеет смысл публиковать лишь то, о чем непременно должен узнать весь мир. Фотографии из семейного альбома, хроники дружеских посиделок лучше хранить "под замком". Отчеты из поездок стоит делать публичными только известным блогерам-путешественникам, потому что страницы обычных людей могут мониторить воры-домушники.
Стоит почаще чистить списки друзей. Даже если ваши записи скрыты от публичного просмотра, их могут увидеть "плохие друзья" - люди, которые попали в список друзей по ошибке и неосмотрительности. Время от времени имеет смысл просматривать этот список и удалять оттуда случайных людей.
Помните, что вы ассоциируетесь со своим местом работы. Публичным людям, работающим в крупных компаниях, нужно помнить, что в глазах пользователей они ассоциируются с работодателем. Поэтому в дискуссиях лучше избегать резких высказываний, оскорблений и переходов на личности. То же самое можно сказать про сотрудников серьезных газет и журналов. Достаточно кому-то из них схлестнуться в дискуссии "с душком" или опубликовать на своей странице провокационную запись, и имидж издания может серьезно испортиться.
Не забывайте о троллях-провокаторах. В дискуссиях важно помнить о том, что в них активно участвуют провокаторы - так называемые тролли. Они сознательно оскорбляют людей, переходят на личности, обсуждают недостатки внешности собеседника. Все это делается для того, чтобы создать шум на пустом месте, отвлечь других участников беседы от ее сути, провоцировать на резкие выражения и воспользоваться этим, например, чтобы подать жалобу в администрацию и заблокировать неугодного человека.
Объявиться такие тролли могут где угодно. Важно помнить: если человек ведет себя нарочито раздражающе, это скорее всего не просто так. Лучше не поддаваться и молча покинуть беседу, чем доказывать что-то человеку, который пришел вовсе не затем, чтобы услышать другую точку зрения. Нервы будут целее.
Кто составляет ваш портрет? Известно, что "читают" пользователя сейчас многие сервисы. Например, почта Gmail анализирует переписку и составляет цифровой портрет пользователя, чтобы показывать наиболее подходящую для него рекламу. Тем же самым занимается и Facebook. Анализируя содержимое постов и другое поведение пользователя, соцсеть подбирает рекламу, которая с высокой вероятностью "выстрелит".
Упрощенно говоря, если вы любите шоколадные конфеты и обмолвились об этом в своем посте, то рано или поздно на вашем интерфейсе появится реклама шоколадных конфет.
Политические игры также ведутся в соцсетях. Компания Cambridge Analytica, в распоряжение которой попали психологические портреты пользователей, могла использовать эти данные для политической агитации, чтобы заинтересовать жителей США кандидатурой Дональда Трампа на президентских выборах. С каждым годом эти технологии будут работать все лучше, а людям, чтобы не стать жертвами прогресса, нужно будет вести себя осмотрительнее, следить за своим языком и не выставлять свою жизнь напоказ.
Не смотрите в камеру. Совсем уж странный совет заключается в том, чтобы заклеить кусочком скотча камеру на крышке ноутбука. По слухам, так делает сам Марк Цукерберг, а он-то наверняка знает побольше нас с вами.
Скачивай и властвуй?
Случился новый виток скандала с Facebook. Кристофер Уайли - бывший сотрудник Cambridge Аnalytica - признал, что компания использовала данные 50 млн пользователей Facebook, чтобы влиять на избирателей перед голосованием по Brexit, который, по словам Уайли, никогда не случился бы, если бы не утечка из Facebook. Уайли также отметил, что компания Vote Leave, проводившая информационную кампанию за выход Великобритании из Евросоюза, потратила на сбор и анализ данных, а также рекламу намного больше средств, чем разрешено. Уайли подчеркнул, что Vote Leave под прикрытием подставной фирмы инвестировала в кампанию за Brexit дополнительные 700 тысяч евро. И этот бюджет мог сыграть решающую роль на референдуме.
Напомним, что скандал вокруг Facebook разгорелся после того, как Кристофер Уайли рассказал о методах работы компании, которая ведет слежку за пользователями Интернета по заказу политических интересантов. Как сообщила администрация Facebook, компания Cambridge Analytica вводила в заблуждение, распространяя в социальных сетях виджет и утверждая, что это "психологическая анкета для анализа личности". Теперь же установлено, что на самом деле это метод распознавания позиций пользователя, разработанный профессором психологии Кембриджского университета Александром Коганом. Претензии к руководству социальной сети заключаются в том, что она якобы допустила утечку данных и не защитила пользователей от манипулятивной рекламы. В самой Cambridge Analytica утверждают, что данные удалили.
Конгресс призвал к ответу
Марк Цукерберг сказал, что готов явиться в конгресс США на слушания по делу о незаконном использовании личных данных миллионов пользователей Сети. Что касается поездки в Лондон, чтобы отвечать на вопросы британских парламентариев относительно действий компании Cambridge Analytica, Цукерберг отказался ехать туда и направил в столицу Британии двух своих заместителей.
Еще в 2013 году исследователь по имени Александр Коган, сотрудник Университета Кембриджа, разработал приложение-викторину, представляющую собой психологический тест из нескольких вопросов. Чтобы ответить на них, пользователям нужно было авторизоваться через логин Facebook и ответить согласием на вопрос о том, может ли приложение получать информацию о данных профиля самого пользователя и его друзей.
Таких приложений в Facebook тысяча, если не больше, каждый день пользователи постоянно проходят самые разные тесты и соглашаются на обработку персональной информации. Часто такое согласие происходит автоматически - многие нажимают на кнопку "Да" просто машинально, не вчитываясь в смысл надписи. В самом сборе таких данных нет никакого криминала. Хакеры не взламывали страницы людей и не похищали их личную информацию. Ежедневно пользователи сами выкладывают в открытый доступ гигантское количество информации о себе, своем образе жизни и множество всего другого. Однако спустя примерно год Александр Коган продал собранные данные третьим лицам - компании под названием Cambridge Analytica. В общей сложности у него накопился массив информации о 50 миллионах человек, при этом тест прошли около 300 тысяч, а остальные оказались их друзьями. На основании психологических портретов людей им стали демонстрировать "нужную" персональную рекламу, в том числе политическую. Об этом почти никто ничего не знал на протяжении нескольких лет, пока бывший сотрудник Cambridge Analytica не рассказал об этом СМИ.