Такой "прогрессивный" для детской аудитории репертуар - фирменный знак Георгия Исаакяна, за несколько лет собравшего в театре энциклопедическую афишу. Оперное искусство представлено здесь в исторической хронологии четырех веков - от его первых образцов: "Игра о душе и теле" (1600), "Любовь убивает" (1660), до ХХ века - партитур Сергея Прокофьева, Карлхайнца Штокхаузена и новейших сочинений ХХI века. В прошлом году на сцене театра Сац стартовал уникальный проект Академия старинной музыки с участием английского арфиста и дирижера, специалиста по барокко Эндрю Лоуренса-Кинга. Экспериментальной коллизией нынешнего сезона стало приглашение в театр молодых постановочных команд.
Новое поколение постановщиков - ваши ученики?
Георгий Исаакян: Да, это мой выпускной курс ГИТИСа - очень интересные, талантливые режиссеры. И мне показалось, что было бы правильно, вопреки существующей у нас в театрах традиции не допускать молодых режиссеров к серьезным названиям, дать им возможность сразу же проявить себя. Я намеренно не вторгаюсь в их работу: это уже их биография, их жизнь, их шишки, которые они должны набивать. Думаю, что и театру, и общественности будет также интересно столкнуться с новым поколением 20-летних постановщиков.
В афише премьер - сложнейшие для исполнителей названия: поствагнеровская "Гензель и Гретель", лубочный "Царь горох", экспрессивный бриттеновский "Оуэн Уингрейв". Неужели все будет поставлено силами труппы, без приглашенных солистов?
Георгий Исаакян: Не повезло им с худруком театра! (Смеется.) Но ведь только это и делает жизнь артистов интересной: они все время сталкиваются с новым материалом, новым вызовом, с какими-то новыми художническими мирами. У нас в труппе 80 певцов, и все они должны быть обеспечены работой. Нам нет смысла кого-то приглашать. И несмотря на сложность названий, мне кажется, мы адекватны тем задачам, которые ставим перед собой. Вообще, проблема репертуара - самая главная: ниша нашего театра - просветительская, и она должна оставаться такой. А именно это очень трудно в наше время: это тонкое лезвие, по которому мы все время пытаемся точно идти.
Вы сегодня активнее всех работаете с современными композиторами: практически каждый сезон в театре Сац - мировая премьера. В этом году их даже две. Что это за проекты?
Георгий Исаакян: Буквально сегодня мы уже представим на нашей Малой сцене мировую премьеру "Царя Гороха" по сказкам Дмитрия Мамина-Сибиряка. Это наша копродукия с Московской филармонией, которая, собственно, и сделала заказ партитуры Владимиру Кобекину. Спектакль будет показан и в Филармонии-2. Такой опыт внутренней копродукции, о которой в последнее время так много говорят, впервые. Спектакль поставили режиссер Наталья Ефимова, художник Денис Сазонов (тоже недавно окончивший ГИТИС) и молодой дирижер Сергей Михеев. "Царь Горох" - это игра с фольклором, шутовская авангардная импровизация. В музыке очевидны мотивы попевок, частушек, скоморошин. Певцы в нашем спектакле будут играть на трещотках, бубнах, бренчалках. Это такой динамичный лубок глазами XXI века. А вторая наша мировая премьера состоится в мае - балет "Путешествия Гулливера". В свое время композитор Алексей Ларин написал эту партитуру на знаменитый конкурс сочинений для детей в Большом театре, где тогда победил "Мойдодыр" Ефрема Подгайца. Но мне кажется, что идея "Гулливера" совершенно гениальная: история разных пространств, разных точек зрения, разных менталитетов. Премьеру балета готовит главный балетмейстер нашего театра, один из интереснейших российских хореографов Кирилл Симонов. Мне кажется, он сможет обновить наши представления о том, что такое сегодня детский балет.
Подразумевается новый формат шоу?
Георгий Исаакян: Мы пытаемся работать в современной технологии 3D. Ларин дописал для нас вторую часть балета - "Гулливер в стране великанов". Главное очарование этой истории - относительность того, что мы называем человеческим миром. Мы все время попадаем из объема в объем, когда есть человеческий мир, где человек соразмерен всему вокруг, есть лилипутский мир, где человек представляет из себя гиганта, и, наоборот, великанский мир, где человек превращается в лилипута. Эта и есть относительность нашей точки зрения на мир. Мне также очень интересна постановка оперы "Гензель и Гретель" на нашей сцене.
Эта популярнейшая европейская сказка о детях, заблудившихся в лесу, попавших в пряничный домик к ведьме и чудом спасшихся, будет поставлена на нашей сцене очень необычно - как камерный оперный хоррор. Режиссер Надежда Бахшиева (выпускница ГИТИСа) и художник Василиса Кутузова покажут спектакль в ироничной эстетике детских ужастиков. Я вижу, что смотрят сегодня дети, вижу, в какие куклы они играют, какие мультики предпочитают. Я помню по своему детству это сладкое чувство ужаса, когда вечером в пионерском лагере все по очереди рассказывают истории про черную руку. Ужастики, в принципе, часть детской субкультуры - таким образом дети изживают свои страхи. Так что веселый хоррор - "законный" жанр на детской сцене.
Но самая актуальная для сегодняшнего мира тема, я так понимаю, прозвучит в июньской премьере оперы Бриттена "Оуэн Уингрейв", которая впервые будет поставлена в России? Это тема нежелания участвовать в войне?
Георгий Исаакян: Для меня эта история, прежде всего - история дома, конфликта поколений, горя в семье, где каждый как-то пытается изжить свою травму. Мы делали отрывок из "Уингрейва" на нашем курсе в ГИТИСе, и поняли, как это сегодня звучит серьезно. Спектакль у нас поставят Виктория Агаркова и художник Ирина Дерябина. Сама по себе музыка Бриттена совершенно невероятная по экспрессии, по глубине. Это история о молодом человеке, категорически не принимающем мир и семью, где пропагандируется война и насилие. Он не может изменить человечество, но может изменить себя. Об этом молодые постановщики и будут говорить с нашими юными зрителями. И я уверен, они найдут общий язык.