- Конечно, мы не сможем повторить у нас Сочи, - отметил он, - но нижегородский проект не станет простым тиражированием региональных "сириусов" (сейчас принято решение о создании по стране 15 центров по выявлению и поддержке одаренных детей. - Прим. "РГ"). Безусловно, он будет ярким и привлекающим внимание. У нас нет рамок, которые не дают привнести что-то свое.
По словам Никитина, нижегородскую площадку организуют, чтобы собрать ребят, которые смогут общаться друг с другом на близкие им темы и будут вовлечены в профессиональные занятия с квалифицированными преподавателями, наставниками.
К пониманию, что такая площадка нужна, мы, журналисты "РГ", стали приходить осенью прошлого года, когда начали вплотную заниматься темой талантливых детей. И "Сириус", куда регулярно приезжают одаренные в самых разных сферах школьники из всех уголков страны, был выбран как некое мерило, ориентир. Ведь приглашение туда - это одновременно и признание таланта ребят, и помощь в дальнейшем раскрытии потенциала.
Нас интересовало, возможно ли поставить воспитание одаренных детей "на поток" или это всегда жемчужины, которые надо отыскать? Как они, будучи особенными, чувствуют себя в обществе, и что сделать, чтобы таланты не покидали родной регион? Так начался цикл встреч с участниками смен в "Сириусе". У нас в гостях побывали музыкант Владислав Пименов и физик Артем Коновалов, шахматистка Екатерина Гольцева и хоккеист Даниил Ганюшкин (о них мы рассказывали в "РГ-Неделе" в номерах от 7 декабря 2017 года и 25 января 2018-го).
В итоге мы пришли к выводу, что к разговору надо подключать и руководство региона, ведь от властей зависит как система образования, так и во многом атмосфера в обществе - деловая, творческая. Так и состоялась эта встреча.
Глеб Никитин, надо отдать должное, сразу дал понять ребятам, что видит в них партнеров, а не слушателей и предложил рассказать (а в процессе - и брал на карандаш), что лучшее можно взять из "Сириуса" и перенести на нижегородскую землю, что в целом стоит поменять в региональной системе образования.
- Я много читал про "Сириус" в новостях, но даже не предполагал, что это настолько необыкновенно, - говорит учащийся Нижегородского хорового колледжа Владислав Пименов. - Это как новая семья, новый жизненный рубеж, после которого я занимался и занимался музыкой, был очень вдохновлен. Там совершенно другая атмосфера - не такая будничная, как в моем колледже.
Вопрос в том - как эту атмосферу воссоздать в Нижнем Новгороде?
- Я тоже учился на разных программах, и часто подобная атмосфера складывалась благодаря, как сейчас говорят, нетворкингу, возможности общаться с людьми, которые почему-то другие, не так мыслят, - поделился Глеб Никитин. - Либо же в вашем случае речь идет об образовательных программах, каких-то практиках?
- Там другой круг общения, - согласился Влад Пименов. - Можно обсудить темы, которые действительно волнуют. Как ни странно, в моем колледже с ребятами сложно поговорить о музыке как таковой из-за большой общей нагрузки. В "Сириусе" все заинтересованы, нет такого, что кто-то отбывает номер.
Вторая составляющая успеха - педагоги, которые буквально зажигают своим драйвом слушателей, причем даже если речь идет о непрофильных предметах.
- В "Сириусе" серьезно относятся к деятельности детей, - отметила, в свою очередь, занимающаяся живописью Екатерина Гурова из лицея N 40, - и лекции проходят в формате диалога, на равных. Всегда можно найти наставника и дополнительно пообщаться, задать какие-то вопросы. У нас много детей, которые хотят там заниматься, но далеко не все могут попасть в Сочи. Конечно, устраиваются отдельные лекции, например научные, во Дворце творчества имени Чкалова есть пространства для детских художественных выставок, но общей площадки, которая смогла бы объединить несколько направлений, нет.
А Дарья Торотенкова из Центра одаренных детей (также - живописец) предположила, что, возможно, дело и в южном климате:
- Когда зимой туда приезжаешь, то и настроение сразу становится солнечным!
- Климат мы не поменяем, - улыбнулся Глеб Никитин, - но собрать ребят, которые достигли успеха, обещаем.
По его словам, проблема "стандартных" учреждений образования состоит в том, что не все туда приходят по призванию. Причем это в первую очередь касается учителей.
- Ведь в чем ключ к успеху кроме таланта? Во внимании. Ребенок может расти одаренным, а в переходном возрасте его способности вдруг идут на спад, здесь уже должен подниматься вопрос сопровождения талантливых детей, чтобы каждый из них стал талантливым взрослым, - подчеркнул врио губернатора.
Также на встрече стало известно, что до конца апреля правительство региона представит на общественное обсуждение проект Стратегии развития области до 2035 года, где будет раздел Образование, а в нем - отдельный пункт, посвященный одаренным детям. Доработать документ планируется в течение лета. Глава региона не исключил, что, возможно, имеет смысл и создание какой-то отдельной программы, посвященной юным талантам. И главная задача властей здесь - сделать так, чтобы лучшие из лучших не стремились уехать из региона.
- Понятно, что мы никого не можем и не будем ограничивать, - отметил Глеб Никитин, - но должны сделать все, чтобы молодежь оставалась. Будем думать о стимулах, в том числе совместно с нашими передовыми предприятиями, которые могут предложить одаренным специалистам интересные проекты, достойную карьеру. Но главное, жизнь в городе должна кипеть: это и культурная среда, и различные творческие пространства, центры инноваций и высоких технологий, у нас в этой части большой потенциал. Мечтаю создать здесь центр креативных индустрий. Всех не сохраним - кто-то уедет в столицу или за границу, но мы будем ждать их обратно.
Примечательно, что все четыре юных участника встречи признались: собираются продолжить учебу не в Нижнем Новгороде, и пока только один из них - физик Альберт Мацейко из лицея N 82 (хочет поступать в МФТИ) - не исключил возвращения на работу в родной город.
- Вернуть меня обратно может большой проект, - отметил он и тут же уточнил у главы региона, слышал ли тот что-то о разработках ИПФ РАН, связанных с адронным коллайдером? Никитин в ответ пообещал переговорить с руководством института, чтобы сориентировать Альберта на то, какие специалисты потребуются там в ближайшем будущем.
- В нашем регионе огромное количество вакансий высокого уровня, позволяющих не просто зарабатывать, но менять среду вокруг себя. Будь то научная работа или руководящая. Таких одаренных детей у нас не так уж и много, чтобы им не нашлось достойного места, - заверил Глеб Никитин.
Сергей Борисов, директор экспертного центра "Мера":
- Нижний Новгород - прекрасный город, но две столицы нам никогда не обогнать, да и не стоит к этому стремиться. Вместе с тем у нас должны быть конкурентные преимущества в отдельных областях, как это сложилось в той же физике. Еще с советских времен действует трехуровневая система, каждое звено которой соответствует мировому уровню: 40-й лицей, радиофак университета и Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ). Пройдя три этапа, человек жил и работал с осознанием элитности в хорошем смысле слова. Это престижно и перспективно.
Мне понравилось, что ребята говорили про "Сириус": там среда, где можно развиваться. У нас не хватает таких инкубаторов, в которых юные таланты из белых ворон превращались бы в стаю, которая начинает задавать тон в молодежной среде: что модно, что престижно. Конечно, кто-то будет уезжать, но если здесь будет драйв, то это станет ни к чему.