Из мировой практики известно, что именно благодаря туризму появляются новые рабочие места. При успешном функционировании он помогает поддерживать высокий уровень жизни населения. В регионах с развивающейся туристической сферой появляется необходимость в высококвалифицированном персонале, а это, в свою очередь, способствует повышению качества образования. В таких регионах не обойтись без современной медицины и активного внедрения информационных технологий. Невозможно отрицать положительный вклад туризма в развитие и сохранение культурного потенциала. Немалое значение имеют также вопросы добрососедских отношений между странами и экологической безопасности.
За последние несколько лет в России широкое распространение получил внутренний туризм. По данным Ростуризма, в 2017 году был достигнут рекордный показатель - 81 миллион человек. Яркий пример - Алтайский край, где с 2014-го турпоток увеличился на 29,6 процента, а по популярности у иностранцев он в прошлом году вошел в тридцатку регионов страны.
При этом Сибирь в целом имеет большой потенциал для развития туризма. В 2016-м по версии журнала Travel+Leisure Сибирский федеральный округ вошел в рейтинг пятидесяти "наиболее интересных мест для туризма", а маршрут по Транссибирской магистрали - в число двадцати "наиболее интересных путешествий" по версии британского издания The Telegraph.
Туристическая инфраструктура Сибири сегодня представлена объектами отдыха, размещения и оздоровления. В их число входят санатории, профилактории, пансионаты, дома отдыха и учреждения для отдыха детей. В сибирских регионах есть и горнолыжные комплексы, и рекреационные центры - к числу самых известных таких туристических достопримечательностей можно отнести курортный город Белокуриха в Алтайском крае, озеро Байкал и кузбасский поселок Шерегеш.
Однако реализация туристического потенциала Сибири зависит от дальнейшего развития инфраструктуры, прежде всего транспортной. Сегодня из-за загруженности она не позволяет развивать пассажирские перевозки. Объем грузов, перевозимых на один километр автодорог с твердым покрытием, в СФО на четырнадцать процентов больше, чем в Центральном федеральном округе, и на 35 больше, чем в Приволжском.
Качество автодорог в регионах Сибири оставляет желать лучшего, а авиаперевозки остаются малодоступными. Например, перелет "туда-обратно" из Москвы в Улан-Удэ будет стоить в полтора раза дороже, чем в Пекин, и даже в более удаленный, чем столица Бурятии, Хабаровск.
Говоря о транспортной инфраструктуре, мы забываем о речных путях. А ведь это способствовало бы развитию круизного туризма в Сибири.