Тише, дети, монстр на крыше

Хорроров в мировой прокат ежегодно выходит тьма, но вот те, которым удается поддержать веру в жанр, истерзанный бесконечными полуживыми франшизами, бесполезными ремейками и мертворожденными клонами клонов, появляются гораздо реже, чем хотелось бы.

В прошлом году такими были камерная постмодернистская картина "Оно приходит ночью" и внезапно прогремевшая на весь свет ироничная дебютная работа Джордана Пила "Прочь", а чуть ранее благородную (хотя зачастую не очень благодарную) миссию выполнили "Не дыши", "Тишина" и "Ведьма". 2018-й уже может занести кое-что себе в актив. Среди прочих скажем за это спасибо небезызвестному актеру, а с некоторых пор - режиссеру Джону Красински, создавшему свое замечательное "Тихое место".

Рецепт успеха "Тихого места" прост как все гениальное. Его составляющие уже успели послужить концептуальной основой упомянутых выше "Не дыши", "Тишины" и "Оно приходит ночью". Взяв их на вооружение, Красински довел их почти до совершенства, ловко балансируя между постапокалиптической семейной драмой и густым саспенсом, в бешеных количествах производимым царящей в фильме звенящей тишиной.

Как и его идейные предшественники, "Тихое место" избавляет себя и зрителя от лишних деталей и утомительно-уморительных объяснений (за этим обращайтесь к "Винчестерам" и прочим "Астралам"). Нам достаточно знать, что на Земле (или, например, только в США - неважно) случилась некая катастрофа, которую либо спровоцировали, либо сопровождали по случаю (без разницы) злобные твари-людоеды. Нюанс в том, что монстры, обладающие невероятными физической силой и живучестью, совершенно слепы. Что компенсируется их экстраординарным слухом, позволяющим выслеживать жертв на огромных расстояниях.

Поэтому отсутствие зрительных органов никак не помешало загадочным чудовищам сделать обширную (насколько обширную - неизвестно, но, опять-таки, значения это не имеет) территорию почти безлюдной. Среди уцелевших - многодетное фермерское семейство Эбботтов. Семейство уникальное - им удалось выжить (пусть и не без потерь), имея на руках разновозрастных отпрысков, старшая из которых к тому же глухая от рождения и поэтому с большим трудом контролирует издаваемые ею звуки. Впрочем, возможно, именно этот изъян отчасти помог крепкой ячейке канувшего в небытие общества протянуть дольше остальных: к моменту армагеддона они освоили язык жестов.

При его помощи герои и общаются, тщательно избегая самого незначительного шума. Однако с детьми это всегда оставалось проблемой, а мать, как на грех, собралась рожать еще одного. Причем в самый неподходящий момент - хотя подходящих для этого непростого процесса в мире, где даже шепотом говорить нельзя, вообще не предполагается.

Сцена родов, хотя и несколько неправдоподобна (напомним: вы либо миритесь с многочисленными условностями и допущениями, либо не смотрите такое кино), - является одной из множества истинных жемчужин "Тихого места", наряду с трогательным романтическим танцем в наушниках все еще безумно влюбленных друг в друга молодых родителей.

Они наглядно демонстрируют, какое пространство для творческого маневра способна открыть нехитрая и лежащая, казалось бы, на самой поверхности идея, оказавшаяся в умелых руках.

4.5