Согласно этому распоряжению, торги для продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме проводятся на ЭТП, указанных в утвержденном перечне (распоряжение правительства РФ от 04.12.15 N 2488-р). РАД включен в этот перечень, а потому может продолжить работу без заключения соглашения до вступления в силу новых требований к ЭТП, отмечается в письме главы минфина. Ранее Федеральная антимонопольная служба, как писали СМИ, выражала сомнения в легитимности торгов, проводимых на ЭТП РАД.
"РАД отвечает всем критериям для отбора площадок, опубликованным минфином на прошлой неделе, - отмечает представитель ЭТП РАД Елена Канцерова. - Размер уставного капитала площадки соответствует указанным требованиям, у ЭТП РАД есть все необходимые лицензии, аттестат соответствия подтверждает требуемый класс защищенности информационной системы персональных данных".
Отдельно стоит сказать о новом запрете на принадлежность двух ЭТП одной группе-владельцу. На момент создания РАД в 2009 году Сбербанк и Сбербанк-АСТ владели 25% компании, в настоящее время доля Сбербанка в компании составляет 19%. "Сегодня РАД не входит прямо или косвенно в группу ни с одним оператором электронной площадки", - заявила Елена Канцерова корреспонденту "РГ".
Участники рынка не разделяют сомнений Федеральной антимонопольной службы в праве РАД проводить торги по 44-ФЗ. "Ведомство не уполномочено оспаривать распоряжения правительства РФ. Существуют законодательно установленные схемы действий на тот случай, если регулятор сомневается в легитимности работы ЭТП", - отмечает источник, близкий к рынку госзакупок.
О том, какие меры может принимать регулятор, не уверенный в законности действий торговой площадки, рассказала "РГ" Екатерина Смирнова, партнер московской коллегии адвокатов "Яковлев и партнеры" и руководитель практики "Размещение заказа": "В случае сомнений регулятор может и должен направить запрос в соответствующие министерства. Факт передачи полномочий по регулированию госзакупок в данном случае не играет роли: существует распоряжение правительства РФ, в данном случае оно приоритетно. Если же регулятор считает, что электронную площадку следует исключить из утвержденного правительством перечня, он должен обратиться напрямую в правительство. Если там его сомнения не найдут понимания, регулятор вправе обратиться в суд - мы живем в правовом государстве".
Основная проблема любых попыток решить вопрос иначе бьет по всему рынку госзакупок, продолжает Екатерина Смирнова. В России постоянно меняется количество и состав регуляторов, что само по себе нередко становится источником сложностей для участников. "Когда же регуляторы не могут договориться друг с другом, это страшно дестабилизирует рынок, - подчеркивает адвокат. - Как участникам торгов решать вопрос размещения многомиллионных тендеров в условиях правовой неопределенности, когда разные регуляторы по-разному оценивают легитимность той или иной площадки?"
С тем, что легитимность торгов РАД определяет правительство РФ, согласен генеральный директор ЭТП SETonline Сергей Беккер. "Существует распоряжение, а сегодняшнее письмо министра финансов подтверждает право РАД и дальше проводить торги без дополнительных соглашений. Эта площадка с самого начала занимала особое положение среди ЭТП, аккредитованных для проведения торгов по 44-ФЗ, отчасти из-за специфики ее деятельности. Ее включение в перечень площадок для госзакупок само по себе было прецедентом", - резюмирует Беккер.
Справка "РГ"
РАД был включен в перечень площадок для госзакупок в декабре 2016 года. Нормативное регулирование деятельности РАД отличается от регулирования остальных площадок, работающих по 44-ФЗ, так как соглашения с ними были подписаны еще в 2010 г. для торгов по 94-ФЗ, на смену которому и пришел 44-ФЗ. По истечении срока действия соглашений они были пролонгированы исключительно в части сроков их действия. В то же время распоряжение, в рамках которого работает РАД, не предусматривает подписания с ним дополнительных соглашений.
Тем не менее в феврале 2017 г. минэкономразвития подписало с РАД соглашение, учитывающее порядок проведения закупочных процедур по 44-ФЗ с учетом действующих норм информационной безопасности. Затем, после всех необходимых технических проверок и аудита, РАД прошел интеграцию с Федеральным казначейством. У органов исполнительной власти, включая минэкономразвития и ФАС, претензий по результатам проверок не возникло.