В "РГ" прошла церемония вручения призов фестиваля "Дубль дв@"

Церемония вручения призов фестиваля "Дубль дв@" началась с закрытия своего рода гештальта. Десять дней назад на открытие киносмотра должен был приехать режиссер Марк Захаров, которому присудили приз за вклад в отечественный кинематограф. Награду художественному руководителю "Ленкома" вручал гендиректор "РГ" Павел Негоица.

- Вручение этого приза Марку Анатольевичу - это слава для не столько для него, сколько для нас, - сказал он. - Вы приняли этот приз, это огромная честь как для фестиваля, так и для "Российской газеты".

В ответ Марк Захаров отметил уникальную атмосферу кинофорума "РГ".

- Перед началом фестиваля я побывал в редакции и почувствовал мощь коллектива, излучающего добро, талант и энергию, - сказал Марк Анатольевич. - Аура от вас идет очень хорошая. Я бесконечно благодарен за награду, которая для меня стала неожиданностью. Это приятный приз, я в восторге, спасибо вам!

"Дубль дв@" - прежде всего зрительский фестиваль, поэтому приз зрительских симпатий здесь играет особую роль. Это тот самый глас народа, ради которого все и затевается. В этом году зрители проголосовали за картину "Частное пионерское 3" . Как выяснилось, популярность фильма среди онлайн-аудитории сыграла важную роль в дальнейшей судьбе этого фильма.

- За те 10 дней, что шел фестиваль, мы получили приглашения на крупные зарубежные фестивали - южнокорейский Пусан и французский Нант, - заявил со сцены продюсер фильма Владимир Есинов. - Без "Российской газеты" мы никогда бы не получили таких приглашений.

Наибольшим вниманием зрителей пользовались картины неэффектные и на громовой успех не рассчитанные - трудные для просмотра, требующие душевной работы

Гран-при фестиваля жюри во главе с Рустамом Ибрагимбековым вручило режиссеру Элине Суни за фильм "Мой лучший друг", который многие зрители назвали настоящим открытием фестиваля.

Ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, вошедший в состав жюри, аргументировал решение таким образом:

- Мы бы, конечно, могли вручить призы тем фильмам, которые уже отмечены на других фестивалях. Но, мне кажется, важно награждать дебютантов - быть может, для них это станет маленьким шажком к всеобщему признанию.

Лауреат фестиваля приняла слова Золотвицкого близко к сердцу.

- Хочется всех здесь обнять, потому что мы очень трепетные, и хочется броситься в объятия всех, кто ценит нашу работу, - сказала со сцены Элина Суни. - Для меня это важнейшее событие в жизни. Мой дедушка рассказывал, как в 36-м году он встретил в Ленинграде жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву. Я теперь буду рассказывать своим внукам, как участвовала в конкурсе с фильмами Павла Чухрая и Сергея Соловьева и победила.

Жюри и дальше продолжило поощрять настрой начинающих: призами и дипломами - актерские работы Михаила Сиворина ("Скоро все кончится") и Надежды Ивановой в фильме "Близкие", картина "Близкие" также названа лучшим дебютом (режиссер Ксения Зуева); комедия Айнура Аскарова "Из Уфы с любовью" награждена дипломом "За вклад в возрождение национального кинематографа РФ".

Афиша фестиваля была пестрой. Рядом с "Частным пионерским" или простодушной, совсем "не фестивальной" комедией "Из Уфы с любовью" соседствовали картины весьма жесткие по теме и стилю. Это сделано обдуманно: "Дубль дв@" адресован не гурманам, а целому миру - в нем и должно быть кино разное, контрастное, даже полярное, какое ни один фестиваль не соберет под одной крышей. Итог изумляет. Если не считать уже культового сериала-триумфатора, наибольшим вниманием зрителей пользовались картины неэффектные и на громовой успех не рассчитанные - трудные для просмотра, требующие душевной работы: "Нашла коса на камень", "Скоро все кончится", "Мой лучший друг". У фестиваля появился круг преданных ему зрителей, которые используют эту возможность познать наше кино по максимуму: смотрят практически все фильмы и пишут рецензии почти на все увиденное.

Есть и такая точка зрения, что кино должно утешать, убаюкивать, создавать хорошее настроение. "Господи, как наш кинематограф любит трагедии, патологии всех видов: физические, нравственные, моральные!" - сетует зрительница Ольга Демина в отзыве на фильм "Без репетиций". А как же иначе! Этим искусство и занято - от Шекспира и Достоевского, исследовавших дно человеческой души, до Гоголя или Булгакова, его осмеявших.

Всего на конкурс поступило более 200 рецензий, иные могут по уровню соперничать с опусами профессиональных критиков. Наибольшее число читательских "лайков" собрали работы Изабелы Боровской из Варшавы - ее рецензия на "Из Уфы с любовью" получила рекордное количество "лайков", второе и третье место заняли рецензии Андрея Евтушенко на фильмы "Мой лучший друг" и "Раскольников. Мармеладные облака". Редакционное жюри сочло достойными наград авторов, которые совмещали активность с высоким качеством анализа: это Роман Апрелев, Руслан Панкратов и Николай Челноков.

А межу тем, скоро уже десятый "Дубль дв@" - грядет маленький юбилей. Учитывая быстро меняющуюся ситуацию, нужно думать о его обновлении. Были предложения сменить контент фестиваля - заменить игровое кино анимацией или студенческими работами. Не уверен, что это правильно: "Дубль дв@" - парад "вторых премьер" - создавался для того, чтобы помочь фильмам, рассчитанным на большую аудиторию, быть наконец увиденными. И он должен остаться верен этой цели, вполне благородной и благодарной. Но думать о новых методах подачи картин нужно сообща. Любые интересные идеи примем с признательностью - это наш общий кинопраздник, и делать его будем вместе.

Цифра

Общее число фестивальных просмотров стабилизировалось где-то на уровне 100 тысяч, но это никак не характеризует размер аудитории, которая значительно больше (многие так и пишут: смотрели всей семьей). По числу зрителей за Россией следуют Украина, Белоруссия, Казахстан, США, Польша, Германия... список из 76 стран мира завершают такие экзотические земли, как Ямайка, Кувейт, Сейшельские острова и Йемен.