В "Российской газете" состоялся IX кинофестиваль "Дубль дв@"

Он завершается, IX "Дубль дв@". Общее число фестивальных просмотров стабилизировалось где-то на уровне 93 тысяч, но это никак не характеризует размер аудитории, которая значительно больше (многие так и пишут: смотрели всей семьей). По числу зрителей за Россией следуют Украина, Белоруссия, Казахстан, США, Польша, Германия... список из 76 стран мира завершают такие экзотические земли, как Ямайка, Кувейт, Сейшельские острова и Йемен. Фестиваль еще идет: сегодня на сайте d2.rg.ru фильмы-лауреаты, - так что эти данные будут меняться.

Во вторник вечером на торжественной церемонии закрытия фестиваля огласили решения главного жюри под председательством Рустама Ибрагимбекова и студенческого жюри конкурса короткометражных фильмов. Гран-при награждена режиссер Элина Суни за фильм "Мой лучший друг", который многие зрители назвали настоящим открытием фестиваля. Ведь в прокате картина прошла без рекламы, крайне ограниченным тиражом, и широкой публике осталась неизвестной. Но вот отзыв нашей зрительницы Екатерины Мальцевой: "Искренность, чистота чувств и эмоций таковы, что остается изумляться: как удалось режиссеру добиться такого эффекта!

Жюри отметило призами и дипломами актерские работы Михаила Сиворина ("Скоро все кончится") и Надежды Ивановой в фильме "Близкие", эта же картина названа лучшим дебютом (режиссер Ксения Зуева); комедия Айнура Аскарова "Из Уфы с любовью" награждена дипломом "За вклад в возрождение национального кинематографа РФ". Напомню, что драма Алексея Рыбина "Скоро все кончится" ранее уже получила приз "Российской газеты", учрежденный на фестивале "Уралкинофест" в Екатеринбурге.

Ну а выбор лауреата Приза зрительских симпатий было легко предсказать: "Частное пионерское 3". Эта победа была очевидной уже в первые часы показа: число просмотров росло лавинообразно, а количество проголосовавших зрителей далеко перевалило за тысячу. Три года подряд каждый фильм трилогии пользовался на "Дубль дв@" экстраординарным успехом и неизменно увозил зрительские призы, но обе национальные кинопремии ни одну из этих картин так и не заметили.

Афиша фестиваля была пестрой. Рядом с "Частным пионерским" или простодушной, совсем "не фестивальной" комедией "Из Уфы с любовью" соседствовали картины весьма жесткие по теме и стилю. Это сделано обдуманно: "Дубль дв@" адресован не гурманам, а целому миру - в нем и должно быть кино разное, контрастное, даже полярное, какое ни один фестиваль не соберет под одной крышей. Итог изумляет. Если не считать уже культового сериала-триумфатора, наибольшим вниманием зрителей пользовались картины неэффектные и на громовой успех не рассчитанные - трудные для просмотра, требующие душевной работы: "Нашла коса на камень", "Скоро все кончится", "Мой лучший друг". У фестиваля появился круг преданных ему зрителей, которые используют эту возможность познать наше кино по максимуму: смотрят практически все фильмы и пишут рецензии почти на все увиденное.

Есть и такая точка зрения, что кино должно утешать, убаюкивать, создавать хорошее настроение. "Господи, как наш кинематограф любит трагедии, патологии всех видов: физические, нравственные, моральные!" - сетует зрительница Ольга Демина в отзыве на фильм "Без репетиций". А как же иначе! Этим искусство и занято - от Шекспира и Достоевского, исследовавших дно человеческой души, до Гоголя или Булгакова, его осмеявших.

"Дубль дв@" - парад "вторых премьер" и создавался, чтобы помочь фильмам, рассчитанным на большую аудиторию, быть наконец увиденными

Всего на конкурс поступили более 200 рецензий, иные могут по уровню соперничать с опусами профессиональных критиков. Наибольшее число читательских "лайков" собрали работы Изабелы Боровской из Варшавы - ее рецензия на "Из Уфы с любовью" получила рекордное количество "лайков", второе и третье место заняли рецензии Андрея Евтушенко на фильмы "Мой лучший друг" и "Раскольников. Мармеладные облака".

Редакционное жюри сочло достойными наград авторов, которые совмещали активность с высоким качеством анализа: это Роман Апрелев, Руслан Панкратов и Николай Челноков.

Впереди "Дубль дв@" десятый: грядет маленький юбилей. Учитывая быстро меняющуюся ситуацию, нужно думать о его обновлении. Были предложения сменить контент фестиваля - заменить игровое кино анимацией или студенческими работами. Не уверен, что это правильно: "Дубль дв@" - парад "вторых премьер" - создавался для того, чтобы помочь фильмам, рассчитанным на большую аудиторию, быть наконец увиденными. И он должен остаться верен этой цели, вполне благородной и благодарной. Но думать о новых методах подачи картин - нужно сообща. Любые интересные идеи примем с признательностью - это наш общий кинопраздник, и делать его будем вместе.

От редакции

Благодарим за поддержку проекта партнеров и спонсоров фестиваля "Дубль дв@": Русский икорный дом, издательство "Рипол Классик", компанию "Живой кофе", телеканал "Россия - Культура", радио "Серебряный дождь", 5-й канал, канал Рен-ТВ, Общественное телевидение России, телеканал "Мир", канал "Москва-24", мультимедийный проект RB, "Киноафишу", Россотрудничество, Фонд "Российско-польский центр диалога и согласия".

Мнение

Проба пера

Завершился и конкурс фильмов короткого метра. Молодежное жюри, сформированное из студентов-киноведов ВГИКа, свой приз вручило фильму Дениса Примы "PRO кино" назовет лауреата и наградило дипломом актера Сергея Бредюка ("Без репетиций"). Размышлениями о программе делится председатель жюри студент 5-го курса Иван Афанасьев.

Сейчас повсюду можно увидеть приставку "пост" - куда ни глянь, кругом постирония, постмодернизм, постправда... Идея переосмысления того, что уже мы с вами имеем в условиях современного мира, завоевывает умы музыкантов, поэтов, философов, предпринимателей - и, конечно, режиссеров. Особенно молодых: в конкурсе онлайн-фестиваля участвовали шесть работ, и это, как правило, дебюты в кино, проба пера, попытка нащупать собственный стиль. Но можно заметить, что большинство картин объединены именно тем, что это чертовски постмодернистские вещи: они берут нашу с вами реальность и конкретно так ее выворачивают под разным углом наизнанку.

Что в последнее время становится чрезвычайно модно. И это не искусство ради искусства: постмодернистские завихрения нужны в этих фильмах для того, чтобы взглянуть на нынешнюю Россию по-новому, с точки зрения актуальных ныне вопросов, не ударяясь при этом в напускное морализаторство.

Например, разговорная трагикомедия "Каждый первый". Там добросовестные сотрудники полиции, занявшись поисками пропавшего в ресторанчике кошелька, в итоге вяжут почти всех, так или иначе оказавшихся виновными. Или "Еду как хочу", где в более позитивном и шутливом ракурсе рассматривается совсем не шуточный вопрос коррупции и взяточничества в российских силовых структурах.

Все эти фильмы рассматривают экзистенцию современной России в разных проявлениях: от полной безысходности и потерянности русского человека до попытки вообще абстрагироваться от реальности и уйти в мир фантазий. Как в фильме "Чужой монастырь", где автор пытается найти ответ на вечный вопрос: как сделать так, чтобы люди в браке не ссорились? В данном случае метод выбран достаточно радикальный: запугать склочную жену посредством холостых патронов, чтобы та "перезапускалась" после каждого выстрела. Что в итоге приводит к трагедии - и что вновь возвращает нас в реальность: даже самый действенный метод не спасет от ругани между людьми.

Как и не устранит страданий героя фильма "Без репетиций": он вынужден играть в театре, где работает его бывшая любовь, с которой недавно случился разрыв.

Объединяет все эти фильмы то, что герои так или иначе стремятся убежать от своих проблем. Грабители из "PRO кино" хотят заработать на свой фильм грабежом, полковник в "Еду как хочу" пытается спасти душу от греха мздоимства и не брать взятки. Взгляд молодых режиссеров ставит проблемы современного русского человека ребром, но решений они, творцы, в большинстве случаев не предлагают. Герои фильмов нынешнего конкурса, за исключением разве что полковника милиции в "Еду как хочу", смиряются с реальностью и подчиняются ей либо пытаются найти решение своих проблем за пределами реальности: в фантазиях, фарсе - или всё в том же постмодернизме. Который, как известно, появился в качестве отдельной фантазии на тему "как же быть дальше?".

Подготовил Иван Афанасьев