24.04.2018 18:39
Поделиться

В России придумали новый метод выявления дефектов ракет и самолетов

Материал устает и ломается. Такова одна из наиболее частых причин аварий техники. Даже высокопрочные и легкие композиты, которые сегодня повсеместно вытесняют металл, могут не выдерживать длительных и больших нагрузок. Чтобы предупредить аварию, вовремя поймать тревожные симптомы, конструкции обвешивают множеством датчиков. Они сигнализируют, как в материале распределены механические напряжения.

Такая система контроля - головная боль для инженеров. Ведь при сборке и эксплуатации датчики могут повредиться, нередко их непросто надежно укрепить на конструкцию, а тем более поменять в случае выхода из строя. Добраться до сенсора порой бывает просто невозможно. Ученые НИТУ "МИСиС" предложили кардинальное решение проблемы. Они создали бесконтактный метод выявления дефектов самой разной техники - авиационной, космической, судостроительной, нефтепроводов и многих других промышленных объектов.

- Речь идет об элементах конструкции, сделанных из композитов, - сказал корреспонденту "РГ" кандидат технических наук Андрей Степашкин. - Для этого еще на стадии изготовления изделия мы "внедряем" в его тело магнитомягкие провода, их диаметр тоньше человеческого волоса. Зачем? Дело в том, что при изменении механических напряжений вокруг таких "вставок" меняются их магнитные свойства. А чтобы это зафиксировать, инженер-техник должен периодически "облучать" конструкцию магнитным полем. Если сигнал от "вставки" превысит критический, это повод для тревоги и замены детали.

Такие измерения проводятся бесконтактно, не нужно подключать сеть датчиков. Важно также, что можно пользоваться всего одним сенсором в отличие от применяемых сегодня трудоемких методов дефектоскопии. Как утверждают авторы разработки, новая технология упрощает, ускоряет и удешевляет контроль, позволяя предсказывать появление дефектов. Кстати, внедрение магнитомягких проводов в композит никак не влияет на его свойства. Методику ученых уже оценили представители космической и авиационной отрасли. По словам Андрея Степашкина, теперь исследователям предстоит разработать "полевой" прототип датчика и измерительной системы.