- Обычно все рисуют красивые места. Но в действительности большую часть жизни мы проводим не в самом живописном окружении. И мне захотелось этот пейзаж очеловечить, - рассказывает он. - Ведь он нас во многом формирует и объединяет. А люди сейчас очень ожесточились. Я не поклонник советского прошлого, но в нашем детстве этого не было. Росли во дворе, бегали до одиннадцати ночи, мамы звали нас из окна домой... Вот это все я и постарался выразить в картинах.
В числе первых художник нарисовал свой нынешний дом на улице Дальней, потом хрущевку на Журналистов, где провел детство, и пошло-поехало. Практически у всех героев полотен есть свои реальные прототипы. Всего за 2017-2018 годы он написал около 70 картин. Возможно, об этой серии узнали бы не скоро, если бы не соцсети.
- Когда я повесил первые работы в "Фейсбуке", у меня и друзей-то было человек тридцать. Никогда за этим не гонялся, - говорит Ильгиз Гимранов. - И вдруг пошел какой-то шквал! За полтора месяца их число увеличилось до 500. Людей зацепило.
Писали художнику со всей России, а также из зарубежья. Благодарили, делились своими интерпретациями картин, а один педагог сообщила, что проводит с детьми по его работам уроки. Известный искусствовед, завотделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский посвятил циклу основательную статью.
Вслед за теплыми отзывами посыпались и заказы. Картинами заинтересовались коллекционеры из Москвы, Голландии, Британии, США. Особенно по душе "Хрущевочки" пришлись соотечественникам, живущим за границей. Мастера даже пригласили жить и работать в Калифорнию.
Наконец созрел Ильгиз Гимранов и для выставки. Ее куратором выступил руководитель Казанского клуба коллекционеров товарищ художника Евгений Жудров.
- Судьба вывела нас на лондонское Россотрудничество, - рассказывает он. - Экспозиция разместилась в их здании рядом с Гайд-парком. Мы были удивлены, что на вернисаже было много британцев. А среди них известный художник Чарминг Бейкер и легендарный искусствовед Эдвард Люси-Смит. Они очень тепло реагировали на картины, хотя некоторые и не подозревали, что такое хрущевки.
На Ильгиза Гимранова произвел большое впечатление отзыв бывшего гендиректора фабрики "Ява", ныне живущего в Лондоне.
- Ему уже под 90 лет. Он подошел ко мне и сказал: "Вы знаете, двор, в котором я провел детство, единственное, о чем я сейчас вспоминаю. Жизнь большая пройдена, но греет меня именно это".
Сейчас полотна Гимранова дожидаются новой выставки - в Национальном музее РТ. А пока у меня есть возможность полюбоваться картинами из рук автора.
- Это одна из последних, - говорит он, демонстрируя картину, где хрущевки красуются среди весенних луж. - Они здесь как линкоры в грязи! А вот, к примеру, очень формальная работа. Этот красный гараж, он же в каждом дворе есть. Это наш библейский пейзаж, в котором мы существуем.
Вопрос, к какому стилю можно отнести "Хрущевочки", вызывает у художника улыбку.
- Люди привыкли вешать ярлыки. Многие почему-то сравнивают его с французским импрессионизмом, но это не так. Когда мы проходили комиссию на вывоз в Лондон, меня тоже спросили, какое это направление. Так положено. Я подумал и выдал: "Это ньюурбанизм".