Российские компании стали принимать на работу меньше иностранцев

Отечественный бизнес прибегает к услугам зарубежных сотрудников в 10 раз реже, чем два года назад. По данным кадрового агентства "Юнити", за пару лет количество компаний, привлекающих иностранцев, сократилось с 30 до 5 процентов. А в начале 2018-го интерес к таким сотрудникам сохранился максимум у 2-3 процентов работодателей.

"Как правило, экспатов приглашали на топовые позиции, с высокой зарплатой, иногда превышающей рыночную в несколько раз. Обычно это инновационные сферы, где используется высокотехнологичное оборудование: химпром, металлургия, фар- макология или сферы, где существует острый кадровый дефицит", - рассказала "РГ" Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter.

Сейчас бизнес стал более прагматичным и не готов платить та- кие деньги иностранным специалистам. Основная причина отказа от экспатов - высокая стоимость их услуг и, как следствие, долгая окупаемость проектов с их участием. Все чаще предпочтение отдается отечественным специалистам, поработавшим в иностранных организациях - как в России, так и за рубежом. "После 2014 года в наших компаниях произошла очень тщательная зачистка расходов, работодатели поняли, что эффективность экспатов заметно ниже, чем траты на них. Поэтому в российском бизнесе иностранцев почти не осталось. Они работают только в зарубежных фирмах, представленных в нашей стране", - отмечает Рустам Барноходжаев, директор департамента по работе с ключевыми клиентами "Юнити".

В мультинациональных бизнесах тенденция привлекать на работу экспатов по-прежнему сохраняется. Лидируют автомобильный сектор и международные компании из сферы нефтеразведки и добычи, отмечает Юлия Сивова, менеджер департамента налогообложения и права Deloitte. "Количество компаний, заинтересованных в иност- ранных специалистах, существенно не сократилось. При этом различные внешние факторы повлияли на количество иностранных сотрудников. Причиной этому являются и "подросшие" в профессиональном плане свои кадры, и неустойчивый рубль, и кардинальный пересмотр политики компаний по перемещению персонала", - добавляет Сивова.

Экспаты, как правило, остаются только на топовых позициях, но и их постепенно сдают. За последние несколько лет сильнее всего сократилась доля экспатов в рейтинге "ТОП-1000 российских менеджеров" среди финансовых директоров - с 12 до 7 процентов и высших руководителей (с 9 до 7,5 процента). Меньше стало экспатов среди HR-директоров (с 3 до 1 процента). Противоположную тенденцию демонстрировали ИТ-дирек- тора, которых в рейтинге стало больше на 3 процента (с 1 до 4). Видимо, не все цифровые технологии пока еще "по зубам" российским менеджерам, полагают в Ассоциации менеджеров.

Экспаты остаются востребованными в отраслях, связанных с инновациями и высокотехнологичным оборудованием, но и здесь большинство работодателей ограничивает срок контракта с экспатами до минимально возможного. Например, в случае с установкой, наладкой и контролем нового оборудования в течение длительного времени от последнего пункта предпочитают отказываться. Если раньше зарубежных специалистов приглашали в новые импортные производственные комплексы, сейчас это практически не актуально. Снизился и спрос на решение стратегических задач, таких как, например, вывод предприятия на новый уровень организации производства.

Если еще два-три года назад развивающиеся отрасли, в частности пищепром, готовы были делать ставку на свежий европейский взгляд, то сейчас камнем преткновения становится разница в цене зарубежных и российских специалистов. "Например, на должность технического директора на молочное производство претендовали два кандидата - экспат и россиянин с опытом работы в иностранной компании. Первый запросил оклад в размере 600 тысяч рублей, компенсацию аренды квартиры и расширенный соцпакет, второй - 350 тысяч. Убедившись, что задачи и способы их решения "у них" и "у нас" идентичны, заказчик отдал предпочтение россиянину", - приводят пример в "Юнити".

Эффективность экспатов заметно ниже, чем траты на них. Поэтому в российском бизнесе иностранцев почти не осталось

Высококвалифицированные иностранные специалисты в разы дороже "локальных аналогов", поэтому большинство компаний стараются решить вопрос, нанимая местных специалистов, считает коммерческий директор Kelly Services CIS Илья Ильин: "Безусловно, от экспатов не отказались, в некоторых случаях либо перепланировали контакты или сократили сроки пребывания, например, только на запуск проекта, или ввели фиксированный курс. В некоторых случаях, если не смогли найти локальной замены, привлекли более дешевых специалистов из Чехии, Польши".

Работодатели выигрывают не только в финансовом плане, но и за счет снижения рисков, сопряженных с привлечением иностранца. Так, на hh.ru было опубликовано резюме логиста, где в качестве причины увольнения кандидат указал принципиальную разницу во взглядах с руководителем-экспатом. А по данным портала e-xecutive.ru, в 90 из 100 случаев менеджер-экспат предпочтет взять на работу не более опытного и профессионального кандидата, а того, кто лучше знает родной язык руководителя.

Риски

Они еще пригодятся

Можем предположить, что уменьшение доли экспатов связано с инвестиционной непривлекательностью страны из-за санкций, возможным языковым и культурным барьером - иными словами, из-за сложности в социальной адаптации самих экспатов, полагает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова.

Тем не менее у Юрия Праслова, директора департамента корпоративных коммуникаций и маркетинга Ассоциации менеджеров, вызывают тревогу дискриминационные меры, которые могут быть введены Россией в отношении высококвалифицированных специалистов отдельных стран. "Это не повысит эффективность управления в стране и не создаст здоровой конкуренции на рынке топ-менеджеров. Россия всегда охотно перенимала и переиначивала на свой лад западные управленческие модели, которые приходили в страну с экспатами. Если этому процессу будет поставлен искусственный барьер, это не послужит цели развития управления в стране", - уверен он.