Дмитрий Гусев, руководитель движения "Делай правильно", в последние дни не расстается с мелом, метлой и весами. Он рисует на земле прямоугольник площадью в 1 квадратный метр, а потом аккуратно сметает с этого участка пыль и песок. На языке чиновников эта субстанция называется "смет" - от слова "сметать".
В идеале на квадратный метр территории должно приходиться не более 30 граммов смета. В 2012-м году, когда Гусев только начинал свои замеры, с квадратного метра он собирал до 150 граммов пыли. Тогда это казалось ему много. В прошлом году на улицах Фрунзенского района общественник собрал уже 1,5 килограмма смета. В этот раз на Приморском проспекте получился результат 2,1 килограмма. Чуть лучше ситуация на Мытнинской набережной, здесь с одного квадратного метра было собрано 1,1 килограмма пыли. А самой чистой улицей в рейтинге движения стала улица Достоевского, где собрали 255 граммов смета.
Дмитрий Гусев уверен: ситуация в Петербурге стремительно ухудшается, и результаты его исследования - лучшее тому доказательство. В комитете по благоустройству с активистом не во всем согласны. Как сообщила "РГ" официальный представитель комитета Ольга Гнездилова, в апреле показатели вывоза смета такие же, как и в прошлом году. К тому же в комитете вызывает сомнение сама методика, которой пользуется Гусев.
- Считать нужно не по отдельному квадратному метру, а по дороге в целом. Ведь ситуация даже на одной улице может быть разной, - говорит Гнездилова.
То, что на улице одна полоса может быть убранной, а вторая - тонуть в пыли, связано с припаркованными автомобилями. Уборочная техника, когда чистит дорогу, понятное дело, под припаркованными машинами убрать не может. Эту проблему признают и в комитете по благоустройству, и сами активисты.
Дмитрий Гусев считает: корень зла здесь лежит в глобальной межведомственной несогласованности. Например, в Петербурге на многих улицах традиционно нельзя парковаться с полуночи до семи утра. В идеале запрет введен для того, чтобы дорожные службы могли привести в порядок территорию.
Но зачастую машины выходят на адреса после 10.00, когда автолюбители уже вовсю расставили своих "железных коней".
А еще в городе обязанность по уборке улиц от пыли распределена между разными ведомствами. Например, за приведение в порядок трамвайных путей отвечает комитет по благоустройству, за состоянием остановок - павильонов и прилегающей территории - следит комитет по транспорту. За уборку песка и пыли с проезжей части также ответственен комитет по благоустройству. Но, к примеру, если пыль и песок нашли на мосту, то убрать должен "Мостотрест". За тем, чтобы пыли и песка не было на придомовой территории, следит управляющая компания, а двор уже находится в ведении муниципалов. Если рядом расположен сквер, то здесь чистоту наводят садово-парковые хозяйства.
Соответственно, у каждой структуры свои сотрудники, техника и график уборки. Такое четкое разделение приводит к тому, что на одних участках техника проезжает по нескольку раз в день, на других же ее не дождешься.
Пыль замечают не только городские активисты, которые ходят по улицам с метлами и весами. На портале "Наш Петербург" с начала мая зафиксированы 52 жалобы на песок и пыль. В апреле граждане оставили 175 таких сигналов. Рядовым петербуржцам все равно, кто ответственен за участок, комитет по благоустройству, жилкомсервис или же муниципалитет. Они жалуются и возмущаются. Тем не менее, в комитете по благоустройству призывают не драматизировать ситуацию. По мнению Ольги Гнездиловой, в этом году проблема пыли стала заметнее из-за поздней и очень быстрой весны. Убирать смет техника вышла только с 13 апреля, в прошлом году эта работа началась еще в конце марта. Соответственно, из-за сдвинутых сроков и жарких дней проблема пыли обострилась.
Примечательно, что и общественники, и представители власти сходятся во мнении, что пыль - это не причина, а следствие. Например, одним из главных источников пыли в городе является грунт, который щедро накладывают на газоны. Если газон расположен выше проезжей части и огорожен низкими поребриками, то при малейшем дуновении ветра или дожде вся эта земля падает на дорогу и превращается в пыль. А песок в городе появляется после зимней посыпки улиц. Соответственно, чтобы не допускать образования пыли в городе, нужно в первую очередь пересматривать планировку зеленых зон и как можно раньше вывозить снег, не дожидаясь гололеда, когда тротуары придется посыпать. Но и здесь все неоднозначно, ведь газоны и прочие "зеленые зоны" тоже находятся в ведении бесчисленного количества структур. Точно так же и снег со своих участков муниципалы и организации вывозят самостоятельно. Вот и получается: для того чтобы город был чистым, все структуры, отвечающие за чистоту на улицах, должны работать в унисон. А это пока не получается.