Почему в Петербурге инвалиды по слуху не могут вызвать "скорую"

Общество глухих Петербурга безуспешно пытается добиться создания централизованной диспетчерской для глухих и слабослышащих. Проблема серьезная, ведь ни одна экстренная служба города не принимает сигналы по СМС, не говоря уже о видеосвязи.

- Как глухой может вызвать "скорую"? - Юлия Хорошайлова, начальник отдела социальной реабилитации Петербургского отделения Всероссийского общества глухих периодически задает этот простой вопрос чиновникам на всех уровнях.

У нее вообще много таких вопросов. Как вызвать пожарных, полицию, что делать, если глухой застрял в лифте? Проблема, как говорит эксперт, не в том, что люди не могут передать сигнал, большинство инвалидов по слуху, проживающих в Петербурге, - не немые, они могут сформулировать проблему.

Сама Юлия тоже говорит, но не слышит. Как и многие глухие, она в совершенстве читает по губам. Это позволяет вести диалог на улице, но с диспетчером по телефону такая связь невозможна. Call-центры, появившиеся при всех крупных структурах, призваны, вроде бы, упростить жизнь людям. Но для тех, у кого инвалидность по слуху, они возводят настоящие преграды. В частности, глухие не могут разблокировать свои банковские карты, не могут записаться по телефону к врачу, не могут вызвать сантехника.

С подобными проблемами инвалиды по слуху сталкиваются по всей стране, но постепенно ситуация разрешается. Например, в Москве члены общества глухих могут вызывать экстренные службы по СМС. Их номера включают в специальную телефонную базу. По линии соцзащиты в столице создана диспетчерская для глухих, куда можно обратиться по видеосвязи. Сигнал принимает сурдопереводчик и в режиме реального времени передает сообщение в обычную диспетчерскую. При этом он находится на связи с абонентом и в случае уточняющих вопросов диспетчера быстро выясняет все детали. Подобные контакт-центры действуют в Нижнем Новгороде, Кемерове.

В экстренных случаях инвалиды по слуху скидывают СМС родственникам и друзьям с просьбой вызвать специализированную службу

В Петербурге тоже есть подобная услуга. Она входит в так называемую систему "Забота" - это система оказания экстренной помощи инвалидам и пожилым людям. Еще в 2014-м году в рамках эксперимента к системе "Забота" подключили 50 человек. Предполагалось, что как только систему апробируют, возможность вызвать "скорую" по скайпу получат все нуждающиеся. Но прошло четыре года, и число абонентов осталось неизменным. И это притом, что в Петербурге проживают почти 18 тысяч инвалидов по слуху.

Люди выкручиваются по-разному. В экстренных случаях скидывают СМС слышащим родственникам и друзьям с просьбой вызвать специализированную службу. Теряется время, близкие не всегда могут быть на связи.

В комитете по социальной политике проблему признают и говорят, что этот вопрос регулярно поднимается и обсуждается. Одна беда, не решается. Впрочем, с начала мая в Петербурге появилась диспетчерская служба для глухих и слабослышащих. Там диспетчер консультирует людей по видеосвязи, как можно вызвать социальное такси или получить другие услуги. Но с экстренными службами с помощью такой диспетчерской связаться нельзя. Как говорят в комитете Смольного, "нет полномочий".

В то же время городской информационно-расчетный центр обещает проработать вопрос по созданию-таки диспетчерской службы и передать рекомендации в комитет по информатизации и связи. Сроки в комитете не называют.

Павел Созинов, член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге полагает, что данная ситуация недопустима. По мнению Созинова, необходимо создание условий, при которых человек с инвалидностью по слуху может самостоятельно и без проблем обратиться за помощью в экстренные службы. После обращения "РГ" в ОНФ в Санкт-Петербурге выразили готовность подключиться к решению проблемы доступа глухих к экстренной помощи.