Почему не удается сдержать рост цен на топливо в Сибири

Рынок оптовой реализации автомобильного топлива испытывает потрясения, связанные с беспрецедентным ростом цен на бензин и дизельное топливо.

Например, на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже АИ-92 в период с 20 апреля 2018 года подорожал в среднем на семь тысяч рублей за тонну, АИ-95 - на 6 750 рублей. Аналогичная ситуация и на рынке мелкооптовых продаж, где цены устанавливают сбытовые структуры нефтяных компаний, - стоимость АИ-92, АИ-95 и ДТ увеличилась более чем на пять рублей за литр.

В начале апреля 2018 года, после обращения "Российского топливного Союза" к президенту России руководители ФАС выступили с успокаивающими заявлениями об отсутствии предпосылок для роста цен на топливо. Заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин, курирующий ТЭК, утверждал, что если в апреле цены на нефтепродукты и повысятся, то весьма незначительно. Другой регулятор - минэнерго РФ - высказался в схожем ключе: "Мы не видим критичной ситуации - запасы нефтепродуктов сегодня достаточные".

Объективно же ситуация выглядит следующим образом: происходит неконтролируемый рост цен на бензин и дизельное топливо на оптовом рынке. Основные причины: налоговый маневр, сезонный рост потребления, увеличение акцизов, рост цен на сырую нефть при ослаблении национальной валюты. Рост привлекательности экспорта приводит к дефициту топлива на внутреннем рынке. Необходимо отметить, что на этом фоне не наблюдается тенденций к снижению, либо к естественной остановке роста цен. Скорее, напротив, в отсутствие сколь-нибудь эффективных мер необходимо ожидать дальнейшего подорожания моторного топлива.

Позиция "Алтайского топливного союза" состоит в том, что необходимо экстренное оперативное вмешательство всех регуляторов, направленное на введение в "ручном" режиме моратория на поставку нефтепродуктов за рубеж, или на установление экспортных пошлин в размере, который лишит прибыльности поставки топлива на внешний рынок. Пролонгация же нынешней ситуации приведет к исчезновению независимых сетей (сегодня их доля - около 60 процентов от общего числа АЗС), а, следовательно, к уничтожению конкуренции на розничном рынке. Без работы могут остаться более 300 тысяч человек.

В нашем некоммерческом партнерстве убеждены, что такое положение дел стало возможным по двум причинам. Первая связана с недобросовестными действиями вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые напоминают картельный сговор на рынке нефтепродуктов, поскольку оптовые цены поднимаются практически одновременно и на сопоставимые величины. Вторая причина - бездействие должностных лиц, в чьи непосредственные обязанности входит объективный мониторинг ситуации, реагирование на сигналы участников рынка и принятие мер по созданию и сохранению справедливой конкурентной среды для развития малого и среднего бизнеса. Отсутствие должных действий регулирующих органов убеждают нарушителей в своей вседозволенности и безнаказанности.