В заочном обсуждении горячей темы участвовали исполнители практически всех видов работ, связанных с дорожным строительством: проектировщики-изыскатели, производители асфальтобетонных смесей и щебня, владельцы специализированной техники, монтажники, отвечающие за разметку, установку дорожных знаков, устройство водоотводных канав, содержание дорог и т.д. В общем, виды работ разные, но дорога у них одна - как в прямом, так и в переносном смысле.
Выяснилось, что среднее соотношение количества бюджетных и коммерческих заказов в портфелях компаний составляет 60 на 40, то есть явно преобладает госзаказ. При этом рентабельность ведения такого бизнеса большинство респондентов оценило в 33 процента и посчитало низкой. Но, раз уж "попали в колею", деваться некуда: так или иначе приходится искать пути повышения доходов. Участники опроса дают разные рецепты: одни предлагают проводить анализ экономической эффективности, снижать издержки, в том числе, подчеркнем, стоимость используемых материалов, другие - выделять больше денег, увеличивать количество госконтрактов и… проводить честные торги.
Пожалуй, наиболее интересными оказались ответы на вопрос о степени актуальности тех или иных проблем дорожников. Выяснилось, что чаще всего компании сталкиваются с отсутствием предоплаты со стороны госкомпаний (об этом заявили 66,7 процента респондентов), а также конкуренцией со стороны иногородних коллег (она волнует половину дорожников). Почти треть участников опроса отметила остроту проблемы некачественных материалов, неплатежеспособности заказчиков, дефицита квалифицированных кадров.
Интересно, что высокий уровень административных барьеров посчитали проблемой только 16,7 процента строителей. Точнее, столько участников опроса ответили на вопрос однозначно утвердительно. Треть придерживается противоположной точки зрения, а ровно половина предпочла дипломатичное "затрудняюсь ответить". И абсолютно не беспокоит респондентов проблема выведения средств из оборота для развития другого бизнеса. Зато для дорожников оказались важными две проблемы "не из списка": отсутствие льготных кредитов для пополнения оборотных средств, а также недобросовестность поставщиков и подрядчиков.
А вот водители, как известно, очень часто жалуются как раз на недобросовестность строителей. Как соблюсти баланс интересов строителей и пользователей автодорог? Члены СРО призывают заказчиков при проектировании не экономить на предварительных изысканиях: на данной стадии часто не учитываются реальные нагрузки на дорожное покрытие - в этом кроется одна из причин недолговечности магистралей. В общем, важно правильно рассчитать интенсивность дорожного движения и состав транспортного потока.
Важно, что практически все опрошенные голосуют за инновации: предлагают использовать высокопрочные геосинтетические материалы, объемные георешетки, дренажные системы, выполненные из новейших геокомпозитных материалов. Строители уверены, что долговечность дорог могут обеспечить и новые материалы: катионные битумные эмульсии, кубовидный щебень, современные минеральные порошки. Есть и отнюдь не новаторские предложения: усиление контроля качества дорожных работ, повышение требований к уровню квалификации кадров, а также обновление нормативной базы.
Между тем
Свердловское УФАС выявило очередной картель в дорожном строительстве. Признаки сговора обнаружены в деятельности нескольких крупных компаний, занимавшихся строительством и ремонтом автодорог в 2015-2018 годах. Всего за это время они заключили контракты на сумму свыше миллиарда рублей. По факту сговора УФАС возбудило дело. Названия компаний-участниц картеля пока не раскрываются в интересах расследования.