В конечной цене литра бензина акцизы составляют 24 процента. "Мы снижаем акцизы (плюс отказываемся от индексации 1 июля) более чем на треть. А нам [нефтяники] при этом говорят, что это позволит только удержать цены на том уровне, которого они достигли. Но простая арифметика показывает, что такое снижение акцизов должно вызывать за собой и снижение цены", - уверен глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
"Понимая эту арифметику", он пояснил, что в связке со снижением акцизов предлагается принять еще один законопроект, предлагающий рыночный механизм выхода из ситуации. Он отталкивается от логики работы тех же нефтяников, которые объясняют повышение цен тем, что им выгоднее продавать топливо на экспорт. Если компании проигнорируют снижение акцизов и создание условий для увеличения отгрузки на внутренний рынок, то правительство будет оперативно вводить экспортную пошлину на бензин до 90 процентов от ставки пошлины на нефть. "Это кнут, который позволяет удерживать цены", - заключил Макаров.
"Когда нам говорят, что цены на бензин растут из-за налоговой системы, я бы хотел обратить внимание на следующее обстоятельство, - сказал глава комитета. - В 2017 году таможенные субсидии в пользу НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) составили 1,1 триллиона рублей. С 2005 по 2017 год только на таможенных пошлинах нефтекомпании заработали 11,2 триллиона рублей. Им давались эти деньги под удержание цены на внутреннем рынке и под модернизацию НПЗ. При этом только 2,8 триллиона рублей было направлено на модернизацию".
Поправки в Налоговый кодекс о снижении акцизов добавили ко второму чтению в законопроект о введении налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли. Он вводит налогообложение выручки для компаний, владеющих лицензией на четыре группы месторождений. Налоговая ставка составит 50 процентов. Вступление в силу законопроекта, который минфин и минэнерго обсуждали три года, ожидается 1 января 2019 года в пилотном режиме. Эксперимент охватит около четырех процентов добычи в стране. До внесения поправок ко второму чтению предполагалось, что участвовать в "пилоте" будут только те месторождения, которые войдут в список правительства, но теперь эксперимент распространен на все участки недр, которые попадают под определение в законодательстве. То есть чтобы не только попасть в "пилот", но и выйти из него, потребуется снова вносить изменения в закон.
В связке с перечисленными документами второе чтение прошли поправки в Бюджетный кодекс, которые перераспределяют зачисление доходов от уплаты акцизов в пользу бюджетов регионов для закрытия "дыр" в дорожных фондах из-за снижения акцизов. В течение этого года и января 2019-го федеральный бюджет получит менее 20 процентов этих доходов. С 1 февраля следующего года пропорции вернутся к соотношению 42/58 процентов.
Нефтяники держат цены на заправках замороженными со второй недели июня, если исходить из мониторингов Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Росстата и ЦДУ ТЭК. Колебания не превышают несколько копеек в неделю. На минувшей неделе, по данным ЦДУ, рост произошел только в Дагестане (на полрубля за литр Аи-95) и Якутии (на 33 копейки за литр всех марок). Запасы бензина держатся на максимальном в этом году уровне.
Обратное повышение акцизов на топливо произойдет 1 января 2019 года: с этой даты ставки поднимутся в полтора раза - к оговоренным ранее значениям. Это произойдет в период низкого спроса. ФАС скачка цен не ожидает.