"Российская газета" публикует постановление пленума Верховного суда России, которое защитит миллионы пассажиров в неприятных дорожных ситуациях.
Специальные разъяснения по сути вводят повышенную ответственность и для водителей такси, и для компаний, под чьими брендами работают таксисты.
В больших городах уже стали экзотикой люди, голосующие на улицах. А с ними постепенно уходят в прошлое и классические бомбилы: автомобилисты-частники, кружащие по городу в поисках пассажиров.
У граждан, у которых возникла потребность куда-то домчаться с ветерком, вошло в привычку заказывать такси по телефону или через интернет. Пассажир часто и не задумывается, что зачастую по вызову приедет тот же бомбила, только установивший на свой телефон специальную программу и заключивший договор с какой-нибудь компанией-агрегатором.
"Сегодня изменились многие экономические модели, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - В сфере такси побеждает модель, когда компания-агрегатор по сути является лишь посредником между водителем и пассажиром. Некоторые агрегаторы не имеют собственного транспортного парка".
Но даже если транспортный парк и присутствует, то, по его словам, компания все равно работает и с водителями на основе партнерских отношений - предоставляя им информацию и получая определенный процент от выручки.
Пассажиры над такими юридическими тонкостями не задумываются. Им важно доехать без проблем из одной точки в другую, и все. Но как быть, если в дороге случилась беда?
В Москве осенью 2014 года поездка на такси стала последней в жизни для одной из столичных жительниц. Женщина воспользовалась одним из сервисов, вызвала машину. По дороге водитель попал в аварию, женщина погибла.
На суде выяснилось, что таксист и владелец машины - это два разных человека, а агрегатор такси вообще некая сторонняя организация, вроде диспетчерской службы. Поэтому, когда родственники погибшей подали иск, нижестоящие суды взыскали компенсации только с водителя и владельца машины. Принять же претензии к диспетчерской службе суды поначалу отказались. Мол, компания оказывает только информационные услуги, так что с нее и взятки гладки.
Однако с подобным подходом не согласился Верховный суд России. Он особо обратил внимание, что такси действовало от имени данной компании.
Пассажиру пришло СМС-сообщение, где была указана цена поездки и содержалась благодарность за пользование услугами именно этого агрегатора. Так что остаться в стороне компании непозволительно. Нынешней зимой Верховный суд России отменил решения нижестоящих судов по данному делу, а само дело отправил на новое рассмотрение.
А сейчас пленум Верховного суда России детально растолковал особенности взаимоотношений транспортных компаний со своими клиентами. Одно из ключевых разъяснений касается именно агрегаторов: они должны отвечать за своих водителей.
"Теперь в случае происшествия компания-агрегатор не сможет переложить проблемы на водителя, работающего от ее имени, - подчеркивает Владимир Груздев. - Постановление особо указывает, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные".
Когда клиент звонит по телефону службы такси или заказывает машину на сайте, он не должен задумываться, перед ним настоящая служба такси или некие посредники, только связывающие его с настоящими таксистами. Агрегатор должен отвечать за свой бренд. А значит, будет нести ответственность и за таксистов, которых привлек к сотрудничеству. Отныне судьи должны решать именно так.
Важно, что перевозчики, а значит, и компании-агрегаторы, отвечают не только за жизнь и здоровье пассажира, но и за его багаж. При этом таксист обязан доставить чемодан в целости и сохранности, что бы ни случилось. За порчу чемодана водитель и его компания будут отвечать даже в том случае, если их вины нет. Скажем, какой-то лихач вылетел на встречную, избежать столкновения таксист не мог. Он не виноват. Но за помятый в аварии чемодан все равно заплатит.
"Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.), - сказано в постановлении пленума. - Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств".
Так что избежать выплаты компенсации таксист сможет разве что при стихийном бедствии. Зато за грязный салон или багажник, в который опасно положить чемодан, таксист точно заплатит. "Ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира вследствие ненадлежащего состояния салона предоставленного для перевозки транспортного средства, несет перевозчик, например, в случае порчи одежды пассажира вследствие загрязнения салона", говорится в постановлении.
Так что если после поездки в такси на брюках пассажира появилось пятно, которое не отстирать, нужно жаловаться и требовать денег. Таксист и агрегатор должны добровольно возместить ущерб. Если откажутся, суд взыщет с них еще и штраф в пользу клиента - в размере половины от присужденной суммы. Проще говоря: суммирует все компенсации, положенные пассажиру, включая и моральный ущерб, а потом умножит полученную сумму в полтора раза. Принятые разъяснения положительно скажутся на безопасности и качестве оказываемых услуг.