Нужно обратиться в ассоциацию "Турпомощь" или в Ростуризм. Телефоны "горячих линий" для пострадавших есть на сайтах этих организаций. "Турпомощь" существует специально для того, чтобы спасать людей в подобных ситуациях.
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) советуют все чеки, например, за повторную оплату номера в отеле, покупку новых авиабилетов, расходов на трансфер и так далее, сохранять до возвращения домой. Траты можно подтвердить в том числе выпиской с банковской карты. После возвращения в Россию туристу нужно написать заявление на возврат денежных средств, приложить к нему копии документов об оплате и отнести в турагентство, продавшее путевку.
Также необходимо подать заявление на возврат денег. Юристы АТОР настоятельно рекомендуют не употреблять фраз типа "просим аннулировать тур". Нужно четко указать, что причиной стало "неисполнение туроператором обязательств и невозможность воспользоваться оплаченным туром".
Заявление передается в турагентство. Именно в его обязанности входит дальнейшая связь с туроператором и получение у него денег за сорванную поездку. В Законе "О защите прав потребителей" не указываются точные сроки возврата средств за неоказанные услуги, есть лишь пункт о сроках ответа на письменное заявление - 10 дней. Возврат денег также будет производиться на расчетный счет турагентства, которое потом должно передать их туристу. Важно, что расчет напрямую с потребителем, минуя посредника, в такой ситуации невозможен. Если туристы должны были лететь из другого города через Москву и у них пропали билеты, они вправе компенсировать их стоимость за счет турфирмы. Также можно требовать компенсацию морального вреда, пени и неустойки, но обязанности компенсировать их у туроператора без решения суда нет.
В Ростуризме в первую очередь советуют обращать внимание на репутацию компании. Проверенные туроператоры работают на рынке как минимум несколько лет и в целом устраивают своих клиентов (правда, правило срабатывает не всегда). Разумеется, компания должна быть включена в Единый федеральный реестр туроператоров на сайте Ростуризма.
В офисе турагента или туроператора следует обращать внимание на обстановку. По интерьеру можно судить, насколько хороши или плохи дела у компании. О том же скажет качество полиграфии рекламных буклетов и стиль общения.
Пожалуй, самый важный индикатор: цены. В Ростуризме объясняют, что слишком низкая стоимость путевки должна насторожить. Не бывает двухнедельных туров в Европу за 20 тысяч рублей на человека. Если компания необоснованно занижает цены, то, возможно, она и не собирается никого отправлять на отдых. При этом нормальной практикой являются спецпредложения и "горящие путевки", но такие акции всегда краткосрочны.
Георгий Мохов, руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии:
- Признаков, по которым можно точно определить, что туроператор может скоро обанкротиться, увы, не так много, и они, как правило, обычному туристу не видны. Это информация о накопившихся долгах перед партнерами - отелями, авиаперевозчиками, случаи незаселения в отель клиентов компании, отмена или частая замена чартерных рейсов. Как правило, крупные агентские сети владеют такой информацией и примерно представляют, кто из туроператоров в зоне риска.
Туристам же может быть заметна только подозрительно низкая стоимость тура. Сюда же я бы включил все странности с оплатой путевок, скажем, если турфирма требует внести деньги только наличными.