Стандартная в общем-то ситуация (а кто из покупателей с ней не сталкивался?) крепко задела некоего жителя Александрова. На ценнике под пакетом яблочно-персикового сока было написано: 25 рублей 10 копеек. Все выглядело прямо и недвусмысленно. Однако на кассе покупателю пояснили, что он, видимо, что-то не так понял.
Пакет (500 миллилитров) стоил 37 рублей, а мужчина взял именно пакет. В свою очередь 25 рублей стоил пакетик - 200 миллилитров. Хочешь платить меньше - бери пакетик.
В общем, покупателя выставили недостаточно догадливым. Однако он как раз был толковым: ошибка оказалась в ценнике.
Когда разобрались, покупатель оставил запись в книге жалоб и предложений. Руководство магазина в ответ написало, что некорректно расположенный ценник заменен и ответственному за его размещение продавцу объявлен выговор.
Не исключено, что дело не в ошибке работника, а тайной уловке. По мнению некоторых экспертов, магазины таким образом подталкивают продажи. Покупатель видит маленькую цену, радуется, берет (а мимо большой цены мог бы и пройти), на кассе же может либо не заменить подвох, если покупок много, либо смириться. В худшем случае оставит товар на кассе и уйдет. Но на удочку в любом случае кто-то попадется.
В расчетах, правда, не учтено одно: всегда найдется тот, кто не оставит дело просто так. Житель Александрова оказался из тех, кто обид не прощает. Он начал требовать от магазина компенсацию. Тогда администрация вообще отказалась признавать ошибку. В суде представители магазина стали уверять, что никакой ошибки не было, сам ценник являлся корректным (цена соответствовала объему), а покупатель мог узнать стоимость товара с помощью прайсчекера.
Первая инстанция поверила продавцам и отклонила иск покупателя. Однако Владимирский областной суд встал на сторону человека.
"Судебная коллегия отметила, что ответчик не только не оспорил факт некорректного расположения ценника на упаковку сока объемом 200 мл, но и не представил суду доказательств того, что ценник на более дорогой товар - упаковку сока объемом 500 мл в принципе находился в поле зрения покупателя, - рассказывают во Владимирском областном суде. - Ответчик не доказал как факт наличия упомянутого им прайсчекера в магазине, так и того, что до потребителя была доведена информация об этом. Более того, подчеркнул суд апелляционной инстанции, наличие подобного устройства и информирование о нем потребителя не освобождают продавца от обязанности оформить ценники на товары в соответствии с требованиями Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства России".
Признав, что право истца на предоставление достоверной информации о товаре было нарушено, областной суд взыскал с магазина компенсацию морального вреда: 100 рублей (ровно столько, сколько требовал истец, кстати). Плюс: за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя суд взыскал с продавца штраф 50 рублей - в пользу истца.