Писатель Захар Прилепин и режиссер Эдуард Бояков, организуя три года назад "Традицию", действовали по русской традиции решительно и размашисто и решили звать на свой фестиваль писателей и рокеров, философов и мастериц, артистов и сказочников, не ограничивая себя никакими рамками, отдавая лишь должное русскому национальному характеру. И широкие поляны, и укромные уголки усадьбы Ганнибалов подошли для воплощения этой идеи как нельзя лучше. В прошлые годы тут выступали Александр Ф. Скляр и Тина Кузнецова, читали лекции саксофонист Сергей Летов и писатель Эдуард Лимонов, давали представление народные артисты и скоморохи. В этот раз программа тоже оказалась богатой на открытия и неожиданности.
- Жил-был старичок, богатый мужичок. От отроду женат не был, и вдруг беда приключилася!.. - Дети в палатке "Лукоморье" притихли, ожидая худшего. - Дарья-девка полюбилася!
Дальше было совсем страшно: обобрала старичка героиня сказки - а и нечего ему было "с ума сходить да старость смешить". Фольклорист Дарья Юревич в Захарове работает на Поляне сказок - и весь праздник в своей избушке рассказывает сказки, играет кукольные спектакли и напоминает девочкам о том, что "у хорошей жены и плохой муж будет молодцом", а мальчишкам - что выбирать невесту должно "в огороде, а не в хороводе".
Таисия Краснопевцева не только тончайшая русская певица, но и та самая "хорошая жена". Возле сцены, с которой Таисия нежно выводит "Ой, горе мое горе, горюшко большое...", дежурит ее "молодец"-муж с коляской, в которой спит их шестимесячная дочка. Мама закончила петь, а дочка начала. Тая берет ее на руки, они обе уходят за палатку...
- Пушкин был человек семейный, и это было заложено в нем в Захарове, - с научным сотрудником дома-музея Михаилом Потаповым мы входим в столовую, посередине - большой стол с восемью приборами. - Тут сидели гостившие летом у Марьи Алексеевны дядя Василий Львович с семьей, все пили чай с любимым Сашиным крыжовенным вареньем...
Из окна усадебного дома виден двор с расставленными скамьями: тут, меж колонн, - сцена "Усадьба Сити XXI век". На сцене только что завершила свой эмоциональный моноспектакль по "Евгению Онегину" Елена Морозова, и вот-вот начнется лекция грузинского философа Левана Васадзе "Россия и Грузия. Третий Рим и второй Иерусалим". В это время на Большой поляне, главной сцене фестиваля, поют "Мравалжамиер", гремит многоголосый гром в исполнении грузинского ансамбля "Акапелла Сакартвело".
- Мы поем семьями. Если за столом собираются пять человек, они запоют на три голоса, - говорит руководитель ансамбля Тамаз Чоладзе. - Те, у кого нет слуха, - не мешают. Но таких у нас мало.
- Говоря о традиции, нельзя не говорить о семье, пространстве, где человек эту традицию впитывает от предков как молоко, - считает Эдуард Бояков, соорганизатор "Традиции". - Но семейный уклад - это не только ваш быт. Это еще и музыка, орнамент на ковре, рисунок танца, и в семье есть смысл, когда она сохраняет эти ценности, энергию этого поля.
Фестиваль, проходивший накануне дня памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи, в этот день казался центром семейного "поля". На его полях, где стояли сцены и скамьи вокруг палаток народных мастериц, на широких тенистых аллеях усадьбы Ганнибалов детей было явно больше, чем взрослых. Да, Генделя в исполнении ансамбля исторических инструментов Филиппа Ноделя они слушают пока не с таким азартом, с каким танцуют под "тоталитарный ска-панк" группы "АВИА" (у легендарного коллектива, как показал концерт на Большой поляне, порох в пороховницах еще имеется), но многие родители собираются сюда с детьми и на следующий год. А учитель литературы московской гимназии Сергей Поспелов, познакомив с "Традицией" сына, в 2019-м собирается привезти в Захарово свой класс.
И свою сестру, которая в будущем году собирается замуж.