Зачем в аэропортах мира внедряются системы сканирования лиц пассажиров

В аэропортах мира внедряются системы сканирования лиц, которые позволят повысить авиационную безопасность на воздушном транспорте. Так, международный аэропорт Орландо (штат Флорида, США) стал первым, где будет сканироваться лицо каждого пассажира на международных рейсах.

- Официальные лица объявили, что распознавание лиц в той или иной степени сейчас используется в 13 аэропортах по всей стране, но Орландо первым начнет использовать систему для каждого пассажира, - сообщил "РГ" генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - В настоящее время пассажиры международных рейсов должны останавливаться в киоске для проверки своих паспортов и фотографирования, а также ответить на вопросы инспекторов таможенного досмотра, после чего встать в очередь к сотруднику службы безопасности.

Для иностранных граждан этот процесс еще длиннее, поскольку таможенная и пограничная охрана США проводит сканирование отпечатков пальцев.

Так вот в Орландо Интернэшнл киоски исчезли: их заменили камеры, которые фотографируют пассажиров и в считаные секунды сопоставляют фотографии с фотографиями паспорта. Камеры имеют 99-процентную точность.

В среднем на распознавание лиц теперь будет уходить 15-20 секунд. Биометрические камеры будут регистрировать каждого пассажира по мере приближения к пункту пропуска и сопоставлять их лица с паспортом и информацией о посадке. Это позволит пассажирам пройти прямо к телетрапу, не предъявляя для проверки документы и посадочные талоны. Во время пробного тестирования системы одна из авиакомпаний смогла рассадить весь самолет менее чем за 20 минут после появления пассажиров в здании аэровокзала.

Российский аэропорт Домодедово не так давно также протестировал систему распознавания лиц. Она будет использоваться для обеспечения общей безопасности в здании и позволит проконтролировать доступ в закрытые зоны аэропорта.

В ОАЭ занимаются разработкой специального оснащенного камерами коридора-аквариума: его используют для повышения безопасности аэропорта Дубая. А австралийцы планируют заменить автоматическим распознаванием лиц проверку паспортов во время досмотра пассажиров.

Выбираем попутчика

Вместе с тем авиакомпании делают все, чтобы привлечь пассажиров на свои борты. Услуги пытаются предлагать самые необычные. Например, выбрать приятных соседей в полете. Одним из "пионеров" здесь была авиакомпания KLM. В чем суть? На карте посадочных мест можно увидеть и ознакомиться с аккаунтами в социальных сетях пассажиров, которые уже зарегистрировались на рейс. То есть заранее узнаешь, кто летит этим же самолетом. Попутчик показался интересным? Пожалуйста, бронируй место рядом. "Менять" соседа не возбраняется вплоть до 1 часа до вылета.

На рейсах компании Etihad Airways (ОАЭ) можно воспользоваться услугами "летающей няни", которая присмотрит за вашим ребенком. Программа для детей насыщенная - фокусы, рисование, аквагрим и многое другое.

Еще одна услуга от авиаперевозчиков: любой желающий может взять в аренду планшет со множеством фильмов, мультфильмов, телешоу, игр, журналов и музыки. Правда, она пока единичная. И платная. Некоторые авиакомпании предлагают ее при перелете от 3,5 часа.

Спим и... подслушиваем

Сотрудники Air New Zealand (Новая Зеландия) придумали, как сделать длительные перелеты в экономклассе комфортными: при желании пассажира три места легко превращаются в кровать. Сиденья "небесной кровати" имеют откидные спинки и подлокотники. Когда они раскладываются, образуется подобие дивана, на котором могут свободно поместиться два взрослых человека.

По информации, размещенной в интернете, можно выкупить три места в одном ряду для одного пассажира, а можно разделить удобство со своим спутником. Третий билет идет со скидкой.

Одна из американских компаний предлагает послушать... переговоры пилота с диспетчерами и другими авиасотрудниками. В пассажирском кресле встроен вход с наушниками, и на протяжении всего полета каждый может узнать о состоянии полета из первых уст.

А вот авиакомпания Qantas (Австралия) еще три года назад включила в стоимость билета для пассажиров 1-го класса необычное развлечение - гарнитуру виртуальной реальности, которая включает в себя видеоролики со взлетно-посадочной полосы, трехмерный взгляд на Национальный парк Какаду в Австралии и экскурсии по городам.

Самые-самые в небе...

Стюардессы Asiana в полете рассказывают о традициях и обычаях страны, учат искусству оригами, писать и читать на корейском языке. Кто готов узнать будущее - тому погадают на картах таро.

Авиакомпания Air Malta предлагает даже пассажирам экономкласса такую услугу, как массаж шеи, головы и ног.

А одна шведская компания предоставляет возможность молодоженам расписаться прямо на аэродроме, на балконе у диспетчеров. Все, что надо, - купить билет из Стокгольма на любое направление.

...и на земле

- Как правило, сегодня турист открывает для себя новые страны и города, чаще прибывая туда самолетом, - говорит Сергей Мельниченко. - Поэтому первые впечатления остаются от аэровокзала, от диспетчерской вышки. Понимая это, во многих аэропортах пытаются сделать все, чтобы у пассажира осталось в памяти: "Вот это да!"

Вряд ли забудутся вышки в индийском Мумбаи. Одна из них, возведенная в 1996 году, высотой 72 метра. Другая, современная - 83,8 метра. Но самая высокая диспетчерская вышка находится в аэропорту Бангкока - 132,2 метра.

Аэропорты изощряются и другими различными "изюминками". Например, терминал 3 в китайском Шэньчжэне копирует самолет. Во многих есть зоны, где можно выгулять собачек: в США это даже предусмотрено законом для авиагаваней, которыми пользуется более 10 млн пассажиров в год.

Кстати

Заложники климата

В мире насчитывается более десятка аэропортов, построенных на искусственных островах. Один из самых крупных и красивых расположен недалеко от японского города Осака.

Проблемой для этих аэропортов, чьи взлетно-посадочные полосы расположены всего в 4-5 м над уровнем моря, может стать глобальное потепление. Если начнет таять лед в Арктике и Антарктике, то эти аэродромы могут уйти под воду.

Взлет по кривой

Далеко не всегда поверхность взлетно-посадочной полосы бывает абсолютно плоской. Но, наверное, по крутизне (и в прямом, и в переносном смысле) всех обошел Куршевель: другого аэродрома с таким профилем полосы нет нигде.

Но кто знает, может, самолеты будут садиться не на прямую полосу, а на круг? На мысль о кольцевых ВВП экспертов натолкнули размещенные в интернете видеозаписи "шатающихся" самолетов. Боковые ветры - это кошмар для экипажей. Чем они сильнее, тем больше пилотам приходится корректировать движение воздушных судов при взлете и посадке. В крайних случаях (например, сильный ветер под углом 90 градусов) взлетно-посадочные полосы закрывают. При использовании ВПП в форме кольца такие проблемы не возникнут. Длина круглой ВПП составляет около 10 км, а диаметр - 3,5 км.

В некоторых аэропортах уже применяют строительные материалы, которые эффективно замедляют самолет, если экипажу по каким-то причинам не удается остановить его на посадочной полосе.

Только факты

Кто и чем гордится

- Самый крупный аэропорт в мире - Хартсфилд-Джексон Атланта (США).

- Ниже всех находится аэродром Бар Иегуда в Израиле: расположенный недалеко от Мертвого моря, он на 378 метров ниже среднего уровня моря.

- Самая длинная взлетно-посадочная полоса - в китайском аэропорту Чамдо/Бамда (5500 м), на втором месте - аэропорт Москва/Раменское (5402 м).

- Самая короткая полоса с искусственным покрытием - на острове Саба (Карибские острова) - всего 400 метров.

- Самый северный в мире аэродром расположен в соседней с нами стране - Норвегии, он находится на Шпицбергене, 78 северной широты.

- Самый южный аэропорт - это Ушуайя/Мальвинас в Аргентине, находящийся на 54 южной широты.

- Самый западный аэропорт - на Аляске, это Адак, который находится на 176 западной долготы, а самый восточный - на одном из островов Фиджи (179 33 восточной долготы).