Одной из основных составляющих в себестоимости товара являются затраты на логистику. Так, по результатам исследования Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и Координационного совета по логистике, опубликованного в 2017 году, у 21 процента компаний затраты на логистику в себестоимости продукции находятся в диапазоне от 11 до 20 процентов, у 18-ти - от 21 до 30 процентов. Таким образом, почти 40 процентов компаний несут довольно значительные издержки при доставке товара, что соответственно влияет и на его цену для конечного потребителя, а значит, и на привлекательность товара для покупателя: при прочих равных условиях он выберет оптимальное по цене предложение.
Согласно данным "Ежегодного логистического исследования 3PL" за 2017 год, в реальном времени аналитика 3PL (Third Party Logistics, то есть передача логистики на аутсорсинг) помогает разрабатывать альтернативные транспортные решения 71-му проценту грузоотправителей. По оценкам экспертов, экономия от аутсорсинга в этой сфере может быть весьма значительной - вилка от 10 до 30 процентов и даже больше, в зависимости от вида бизнеса, применяемых им ранее схем логистики и выбора оператора 3PL. Таким образом, товар можно сделать дешевле для клиента на треть и тем самым поднять спрос либо направить освободившиеся средства на развитие бизнеса.
Вообще, для предприятий есть три очевидных варианта организации логистики: осуществлять ее полностью своими силами, передавать на аутсорсинг частично (например, только междугородные перевозки фурами) или же использовать комплексный аутсорсинг.
Полностью собственная логистика - это гораздо больше, чем покупка грузовиков, наем водителей и аренда склада. Это еще и целый комплекс задач по обслуживанию автопарка (обновление, ремонт, страхование транспорта, шиномонтаж и так далее), отслеживанию законодательных новаций в области грузоперевозок, отвлечение времени топ-менеджмента на решение сопутствующих вопросов и значительные вложения в IT-инфраструктуру перевозок. Последняя составляющая необходима, поскольку рано или поздно линейное расширение автопарка перестанет работать и встанет вопрос оптимизации транспортных и складских процессов. Организация складской инфраструктуры - отдельный большой вопрос: если она выстроена неправильно, то способна стать генератором упущенной выгоды.
Компании, которые подходят к вопросу серьезно, имеют отдельные департаменты и подразделения, занимающиеся исключительно вопросами логистики. Например, у группы "Дикси", согласно их годовым отчетам, издержки на эти цели исчисляются миллиардами рублей в год. Ну а для малого и среднего бизнеса вся экономия от собственного автопарка часто сходит на нет при первом же серьезном инциденте, например ДТП с фурой.
Иногда собственная логистика, которая справлялась со своими задачами на уровне внутригородской доставки, начинает серьезно "сбоить" при расширении географии заказчиков, поскольку ставятся совершенно другие задачи. Именно на этом этапе компании привлекают сторонние фирмы для магистральных грузоперевозок и доставки товаров во внутреннем периметре других городов.
Очень часто позитивный опыт такого сотрудничества и экономия времени подвигают бизнес к переходу на полный аутсорсинг и отказ от содержания собственной службы доставки. Такая схема позволяет перевести постоянные затраты на логистику в разряд переменных - компания будет оплачивать только тот объем хранения или транспортных операций, который необходим в низкий или высокий сезон. Также 3PL-провайдер несет полную финансовую ответственность за сохранность груза, что избавляет грузоотправителя от лишней головной боли.
Крупные операторы услуг 3PL отталкиваются от потребностей клиента, заключая договор об уровне сервиса (договор SLA - Service Level Agreement), прописывая временные KPI на выполнение логистических операций.
- В 2017 году мы удвоили выручку по направлению 3PL, - рассказывает советник по развитию ГК "Деловые линии" Андрей Воленко. - Это произошло как за счет новых клиентов, так и за счет расширения сотрудничества с уже имеющимися. Например, компания Nokian Tyres, начав с нами работать в Липецке и Ярославле, весной передала нам и Московский регион, где мы также взяли на себя всю цепочку складской логистики: прием товара и входящий контроль качества, хранение, комплектацию для дальнейшей транспортировки. При этом взаимодействие двух компаний автоматизировано: ежедневно заказчик видит в системе WMS данные о движении товара и остатках, а также может оперативно влиять на процессы.
Как рассказывает представитель "М.Видео", эта компания выступает сторонником аутсорсинга всех непрофильных функций, в том числе логистических - она арендует распределительные центры и привлекает перевозчиков. При этом использование IТ-инструментов и выстроенные тендерные процедуры обеспечивают максимальный уровень качества выполнения таких услуг партнерами при четком контроле расходов.
Особая сфера - интернет-магазины с их спецификой частых и мелких отправлений: для них 3PL-операторы разрабатывают отдельные решения.
На Урале также растет популярность услуг 3PL, и транспортно-логистические операторы открывают новые склады под запросы клиентов. По статистике аналитиков компании JLL, на долю логистических операторов приходится только 12 процентов всех складских площадей в России. Скажем, в Московском регионе, по данным Knight Frank, по складским площадям лидирует компания FM Logistic. На остальной части страны лидерство принадлежит ГК "Деловые линии", которая продолжает укреплять позиции и в Уральском федеральном округе: за последний год компания открыла здесь девять новых складов, включая современный комплекс вблизи аэропорта Кольцово.
По оценкам аналитиков, объем рынка 3PL-услуг в России по результатам 2017 года достиг 245 миллиардов рублей, прогноз на 2018-й - 265 миллиардов. Рынок очень привлекателен потенциалом роста. Так, 47 процентов компаний, принявших участие в исследовании МАДИ и Координационного совета по логистике, отметили, что они планируют начать пользоваться услугами логистических операторов, 12 процентов объявили о намерении нарастить долю аутсорсинга логистики.
Ну а бизнес, перешедший на 3PL, помимо ежегодной выгоды в 10-30 процентов, получает приятный бонус в первый год перехода на аутсорсинг логистики: продажа автопарка и складов, экономия фонда оплаты труда в ряде случаев помогают осуществить дополнительные инвестиции в развитие.