Любую нештатную, мягко говоря, ситуацию в ходе чемпионата мира по футболу можно было нивелировать с помощью транспортного самолета Росгвардии Ил-76МД.
Мало кто знает, но несмотря на все абсолютно, без преувеличения, предпринятые меры безопасности проведения ЧМ, какая-то доля риска оставалась. Пусть - тысячная или миллионная. Но странно бы было, чтобы эту "долю" не учитывали наши спецслужбы. Как говорится, последний козырь - спецназ Росгвардии. А доставить его к месту назначения должен был именно этот Ил. В любое время, в любую погоду и, желательно, в любое место назначения. Разумеется, там, где эта махина сможет приземлиться - все-таки, максимальный взлетный вес - 190 тонн.
Удивительно, но доставка спецназа для экипажа не всегда самое главное. Летчиков Росгвардии "затачивают" в первую очередь на спасение людей. Спешить и рисковать надо для того, чтобы успеть вывести живыми тех, кого спас привезенный ими спецназ (бойцы, в случае чего, сами о себе позаботятся). К счастью, в период ЧМ все это не потребовалось. Но авиация Росгвардии была готова.
Такая готовность многого стоит.
Руководство Росгвардии приняло решение поощрить своих лучших летчиков. Военно-транспортному самолету Ил-76МД, базирующегося на аэродроме "Ермолино" в Калужской области, где, по мнению командования, лучший экипаж, присвоено почетное наименование "Иван Яковлев".
Генерал армии Иван Яковлев для бойцов Росгвардии (раньше - Внутренних войск МВД) - то же самое, что для воздушных десантников - Василий Маргелов, легендарный "дядя Вася". Помните? ВДВ до сих пор неофициально так и расшифровуют - "войска дяди Васи".
То же - и про Ивана Яковлева. Именно он за 18 лет своего командования создал окружные командования, спецализированные военные училища и, главное, сформировал первое подразделение специального назначения. Вот тогда-то взбунтовавшиеся уголовники под руководством матерых "урок" впервые столкнулись не с конвойными солдатами-срочниками, а с готовыми на все спецназовцами. Кстати, на эти весьма опасные должности фронтовик Яковлев пригласил многих сослуживцев, с кем прошел войну. Опять же, именно при Иване Яковлеве во внутренних войсках, а теперь - Росгвардии, появились авиационные и морские воинские части, образованы Центральный военный госпиталь и даже ансамбль песни и пляски. По сути, он кардинально изменил внутренний и внешний облик войск, когда-то воспринимавшихся исключительно конвойными. Он сумел доказать, что бойцы с краповыми нашивками и околышками действительно обеспечивают безопасность обычных людей и опасных объектов.
Самолету, у которого лучший экипаж, почетное наименование вручил статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ - главнокомандующего войсками национальной гвардии РФ генерал-полковник Сергей Захаркин. Православный обряд освящения самолета провел митрополит Калужский и Боровский Климент.
Кстати, почетные наименования воздушных судов Росгвардии имеют уже 10 аппаратов - 6 самолетов и 4 вертолета.
Справка "РГ"
Командир экипажа Ил-76МД, которому присвоено имя "Иван Яковлев", - капитан Илья Лупов.
Максимальный взлетный вес самолета - 190 тонн, практический потолок высоты - 12 750 метров, максимальная скорость - 780 км/ч, максимальная дальность полета - 10 000 км, экипаж - 7 человек.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"