В такой передовой с точки зрения технологий стране, как Япония, ученикам начальной школы (с 1-го по 6-й класс) строго-настрого запрещено приносить мобильные телефоны, даже на дне рюкзака. Как рассказала "РГ" наша соотечественница, живущая в префектуре Сайтама, местных детей баловать в принципе не принято, и смартфонов почти ни у кого нет. Как правило, родители покупают своим чадам специальные устройства с несколькими кнопками, с которых можно позвонить на определенные номера. Но и такие "детские" телефоны малышам в возрасте с 6 до 12 лет брать с собой в школу нельзя - только на дополнительные кружки. А еще школьники должны писать рефераты непременно от руки - никаких распечаток. Кстати, некоторые государства идут по иному пути. В Финляндии, напоминает BBC, малышей перестали учить прописям, они сразу привыкают набирать тексты на компьютерах или планшетах.
В Британии министерство образования предоставляет учебным заведениям право самим определять политику в отношении мобильных. Эксперименты с их запретом способствовали повышению оценок 16-летних учащихся на 6,5 процента. В элитном Шиплейк-колледже (графство Оксфордшир) мальчики и девочки знают: с 8.15 утра до 17.45 лучше не попадаться с гаджетами на глаза учителям - за это последует что-то вроде заключения в карцер. Многие предпочитают сдавать телефоны в сейф, ибо "искушение слишком велико". А в государственной школе Фортисмер на севере Лондона правила такие: если ребенок достанет смартфон без надобности, его отберут, а родителей вызовут. Недавно таблоиды со ссылкой на источники в окружении монаршей семьи поведали, что принц Уильям и его супруга Кейт сознательно не приучают своих старших детей Георга и Шарлотту к электронным устройствам, "чтобы у них было неиспорченное детство". Согласно статистике, которую приводит The Sun, половина младших школьников королевства, выросших на гаджетах, ни разу в жизни не залезали на дерево, не плели венки из полевых цветов, не запускали летающую тарелку и не ловили кузнечиков, почти две трети не строили шалаши, более трети не умеют кататься на велосипеде.
Елена Кучеренко, учитель физики школы N 1415 города Москвы, заместитель главного редактора журнала "Директор школы":
- Мобильные телефоны в школе - острейшая проблема. Решение на данном этапе нашлось только при ЕГЭ и ОГЭ, то есть на экзаменах. Там действительно добиваются, чтобы таких средств связи у ребят не было. Что касается уроков, включая контрольные и лабораторные работы, - это катастрофа. Здесь действительно нужны какие-то кардинальные меры, потому что срывается учебный процесс и страдает качество преподавания.
Вот представьте ситуацию: классу дана лабораторная работа. Тот, кто посмышленей, все сделал, сфотографировал и тут же переслал другим. А я после урока читаю их работы, как под копирку сделанные. Хотя много раз напоминаю - и во время урока, и перед ним: телефоны использовать нельзя. И плакат специальный висит. Но не действует это. Нужны какие-то другие меры.
Я видела, например, такую систему и в американских школах, и в одной из наших, московских: у всех детей есть свои шкафчики с ключами. При входе они оставляют там мобильный телефон. Во время перемены могут его взять и связаться, например, с родителями. Но то, что у детей во время урока не должно быть мобильного телефона, я убеждена на сто процентов. Он мешает и тем, кто учится, и тому, кто учит.
И тут нет противоречия с призывами как можно шире вводить технические средства обучения, в том числе персональные планшеты, ноутбуки и т.п. Пока что с этим сложно не только в сельской глубинке, где медленный интернет, но и в крупных городах. Даже в Москве. Например, в нашей школе 1415 таких комплектов, которые бы позволяли проводить уроки в формате Московской электронной школы, пока нет. Есть, я знаю, школа в Удмуртии, которую полностью оснастили. Но мобильные телефоны из учебного процесса там исключены. Есть только планшеты, с помощью которых дети добывают информацию во время урока.
А телефон в таких ситуациях просто беда. Кроме всего прочего он еще и отвлекает - и самого владельца, и соседей, если вдруг зазвонит посреди урока. Включаешь, к примеру, учебный видеофрагмент, какая-то часть класса сознательно смотрит, а другие достали телефоны и что-то нажимают. Иными словами, противоречие тут мнимое. В том числе и в старших классах, когда выпускники мотивированы на 3-4 "своих" предмета, а остальные просто отсиживают с мобильником в руках. Интернет, планшеты и все технические средства, включая мобильную связь, должны использоваться в интересах учебного процесса, а не в ущерб ему. Вот что главное.
Записал Александр Емельяненков