Каждая третья фирма на рынке юридических услуг действует мошеннически

По данным Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей, число жалоб на правовых аферистов в госструктуры выросло за последний год больше чем в три раза.

Как говорит директор центра Янина Голубева, дошло до того, что обращения от облапошенных клиентов к ним теперь поступают практически каждый день. Доля мошеннических юридических фирм, по оценкам ведомств, может составлять до трети рынка.

Вот лишь одно из сотен обращений, по которому пришлось разбираться специалистам Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей. Ольга К. клюнула на рекламу одного из центров правовой защиты, который обещал снизить долги перед банками. Сама она задолжала сразу двум кредитным учреждениям. Думала, ей расскажут, как избавиться от долгов на первой, бесплатной, консультации. Но специалисты фирмы умело раскрутили ее заключить договор на абонентское юридическое обслуживание с оплатой помесячно 8900 рублей в течение года. Итого - на 106 тысяч 800 рублей. За эти деньги юристы должны были проводить переговоры с кредиторами, анализировать документы, подавать жалобы, заявления, представительствовать в суде и т.д. Скоро выяснилось, что ничего из перечисленного юристы делать не собираются. А единственное заявление, которое они все-таки составили, было отправлено в банк, с которым у Ольги К. вообще нет никакого договора. В итоге у клиентки не только продолжают копиться долги в банках, она оказалась должна еще и "юристам".

Как это работает

О том, как схема действует изнутри, рассказала опытный юрист Ольга Белоногова. Она искала работу в солидной фирме, а оказалась в итоге в офисе мошеннической структуры:

- Поначалу никаких сомнений у меня не возникло. Офис в центре города, раскрученный сайт фирмы. На собеседовании руководитель пообещал, что буду сидеть в отдельном кабинете, принимать клиентов и получать 80 тысяч рублей в месяц. Кроме того, мне обеспечат доступ к современным системам, аккумулирующим законодательные и нормативные документы. На деле в первый же день работы поняла, что мне предстоит обманывать людей.

Никакого кабинета, по словам Ольги Белоноговой, ей не дали, все юристы сидят в одном зале, за одним большим столом, ждут, когда пригласят в кабинку, где по скайпу нужно будет общаться с очередным клиентом. Консультация по телефону бесплатная. Разговор при этом идет довольно абстрактный, ибо невозможно посмотреть документы того, кто обращается, невозможно самой заглянуть в законы. Да это и не требуется, в методичке, которую выдают всем вновь принятым юристам, говорится, что задача состоит в заключении договора на услуги. Нужно убедить клиента в том, что он им "жизненно необходим". Порой ему всего-то требуется возместить ущерб, скажем, за пару некачественных кроссовок ценой пять тысяч рублей, а его убеждают подписать договор на 16-20 тысяч. То есть выложить в три-четыре раза больше.

После заключения договора начинается самое "захватывающее". За каждую бумагу, обращение и т.д. нужно платить по прайсу от двух до 20 тысяч. При этом документы часто составляются безграмотно, либо вовсе не те, отправляются не туда и т.д. Часто юристы берутся за дела заведомо неразрешимые.

Уже к вечеру первого дня Ольга Белоногова написала заявление об увольнении. Между тем фирма продолжает работать...

Испытано на себе

Вышло так, что и мне лично понадобилась на днях юридическая консультация. Нам с родственниками досталась от умершей тети небольшая квартира. Наследство невелико, а долей в нем много, к тому же находится жилье в другом городе. Как все это грамотно, а главное с экономией средств оформить? Я пошла в одну из самых "солидных" контор: громкая реклама, большой, торжественно обставленный офис в самом центре, охрана и т.д. За 15 минут разговора юрист не ответил ни на один из конкретных вопросов, в интернете можно почерпнуть куда больше. При этом то и дело предлагал то правовое сопровождение в городе, где находится квартира, силами юристов их компании, то "грамотно" оформленное правовое заключение и т.д. За первую услугу нужно было выложить порядка 50 тысяч рублей, за вторую не меньше 30. И это только для начала. Согласись я заключить договор, процесс бы явно пошел по нарастающей. И все было бы по закону, ведь я сама подписала бы договор на услуги.

В общем, расстались мы с юристом явно не друзьями, а на все вопросы мне ответили в нотариальной конторе поблизости, причем совершенно бесплатно.

Комментарий

Елена Артюх, бизнес-омбудсмен в Свердловской области:

- Недобросовестные юристы пользуются низкой, иногда просто дремучей, правовой грамотностью граждан. Знать все действительно невозможно, но нужно быть бдительными. Посмотрите, сколько лет фирма на рынке, какие отзывы о ней и ее специалистах в Сети. Не стесняйтесь спросить у юриста, какие подобные дела он вел и с каким успехом. И не поленитесь перепроверить эти данные по различным источникам. Если вы уже заключили договор и видите, что его условия не выполняются, смело обращайтесь в суд.

Между тем

Можно ли закрыть юридическую фирму с признаками мошенничества?

Марина Канатова, помощник прокурора Свердловской области: Увы, закрыть фирму практически невозможно, "мошенничество" в данном случае - оценочная категория. Фирма несет ответственность в рамках каждого заключенного с клиентами договора. А цены диктует рынок. Любой потребитель услуг вправе обратиться в суд, и если фирма нарушила прописанное в договоре, ему будет возмещен материальный, моральный ущерб, все издержки. То есть наказание недобросовестных юристов следует рублем. Юридические услуги не лицензируются, следовательно, невозможно отозвать и лицензию.