Чтобы попасть в музей, надо погрузиться на глубину шесть-восемь метров. Место выбрали не случайно. Сама природа здесь словно картинка из книжки о приключениях: широкая полоска галечного пляжа, склоны в соснах, гладь моря с курсирующими вдали судами. Ну чем не пиратская пристань? И найти сундук, доверху набитый золотом, вполне реально. Только под руководством опытного инструктора.
- "Сокровища" - один из экспонатов, - рассказывает подводный фотограф и дайвер Эрнст Антонов. - И это лишь начало, потому что новороссийские аквалангисты собирают коллекцию собственными силами. Идея такова: привлечь людей к подводному туризму на Черном море, а заодно подарить старым вещам вторую жизнь. Причем они со временем создают естественную среду для жизни морских обитателей.
Дайверы советуют: новичкам лучше смотреть экспонаты в ясную погоду и при северном ветре. Именно такие условия создают прозрачность воды. Первое, что можно увидеть, - отреставрированный старинный сундук, для веса набитый галечным камнем. Крышка его откинута, а сверху приделана вторая - с жемчугом и статуэтками из эпоксидной смолы. Чтобы драгоценности выглядели как настоящие, их выкрасили золотой краской. Вслед за сундуком - деревянный указатель с четырьмя направлениями: "Геленджик - Крым - Байкал и... Турция". Основой ему послужила резиновая покрышка, залитая бетоном. Однако настоящее открытие экспозиции лежит всего в нескольких метрах - немецкие бомбардировщики, сбитые в боях Великой Отечественной войны.
- Музеи под водой открыты на Большом Утрише и Анапе. Но у Новороссийского музея есть отличительная особенность - здесь можно посмотреть также артефакты, не затопленные искусственно, - поясняет Антонов. - Еще в 2010 году при очередном погружении в районе Широкой Балки мы вместе с другом обнаружили два авиационных немецких двигателя. Первая версия - фашисты перевозили их на каком-нибудь катере, и при потоплении судна двигатели ушли на дно. Однако через год обратили внимание, что под камнями лежат другие части конструкций - обломки фюзеляжа, стекла кабины, боеприпасы. Благодаря помощи тольяттинских аквалангистов и московским архивам удалось установить: обломки принадлежат трем немецким самолетам Не-111, сбитым в августе 1942 года над Новороссийском. Останки машин лежат на глубине девять-одиннадцать метров и давно стали прибежищем для рыб.
В Турции и Египте специально затапливают суда и самолеты, чтобы услаждать гостей "морскими выставками". Например, в Анталии установили бетонные скульптуры на ровное дно, и теперь наши туристы приезжают туда, платят деньги, чтобы опуститься в подводный музей. "Так зачем далеко ездить, если можно сделать подобное у нас и даже лучше?" - задаются вопросом кубанские дайверы.
Музей будет пополняться новыми экспонатами. Подводники надеются - такой необычный маршрут даст толчок развитию подводного туризма.
В начале июня нынешнего года в Анапе на морском дне установили вторую скульптуру персонажа фильма "Чужой". Первой стал гигантский инопланетянин. На создание ксеноморфа у местного мастера ушло полгода работы и более трех тысяч автомобильных запчастей. В длину он достигает трех метров, а весит почти три центнера.
Экспозиция подводного музея на Утрише собирается больше восьми лет. Самым большим и тяжелым экспонатом стал метровый бюст Ленина весом около тонны. Для погружения мраморного вождя революции понадобился подъемный кран.