Юрий Чибисов, директор департамента транспорта министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области:
- С появлением на рынке агрегаторов, позволяющих людям оказывать услуги такси через мобильные приложения, мы столкнулись с тем, что на этом рынке выросло число нелегалов. Необходимо наводить порядок. Поддерживаю предложение Собянина ввести правило, по которому на такси смогут работать только люди с российским водительским удостоверением. Это позволит убрать с рынка неквалифицированных специалистов.
Евгений Архипов, замглавы Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии:
- Однозначно поддерживаю эту инициативу. Любой водитель, хоть раз побывавший за рубежом, скажет, что и специфика вождения, и дорожные условия в разных странах различны. Поэтому логично, что иностранец, приехавший в Россию и желающий здесь работать водителем, должен уметь ездить именно по российским дорогам и иметь водительские права нашей страны.
Константин Шкабарня, госинспектор отделения пропаганды БДД Управления ГИБДД ГУ МВД по Новосибирской области:
- Российские водительские права у таксистов должны стать обязательной нормой. Если человек выбирает для себя эту работу, то должен соответствовать профессиональным стандартам. Сейчас чтобы получить право на работу таксистом, граждане других государств должны пройти соответствующие экзамены на знание теории наших ПДД и сдать практику в автошколе. Но может сложиться ситуация, что срок российских прав истек, а разрешение на работу еще действует, и водитель продолжает работать на свой страх и риск. Кроме этого, нужно учитывать и развитие современных технологий, например, различных агрегаторов, которые помогают искать попутчиков. Здесь за рулем также может оказаться человек без российского водительского удостоверения. Цена рисков слишком высока.
Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского общества автомобилистов:
- Мы всегда были против того, чтобы водителями общественного транспорта на дорогах нашего города трудились гастарбайтеры. Так что предложение хорошее, мы за. Вопрос только в том, как это сделать технически? Очевидно, предстоит разработать целую систему мер. Например, чтобы сотрудники ГИБДД принимали у иностранных водителей некий экзамен, который бы сертифицировал их права применительно к нашим дорогам, ПДД, условиям жизни в России.
Алексей Литвишков, начальник ГИБДД г. Аксая:
- Инициатива правильная. Неизвестно, как приезжие получили права у себя на родине. В основном иностранцы идут работать водителями в коммерческие организации, а там далеко не везде предъявляются необходимые для безопасности пассажиров требования, отсюда - множество ДТП. Анализ аварийности на дорогах в России показывает, что немало аварийных ситуаций создают именно выходцы из других государств, как правило, бывших союзных республик. Проблема решаема, если они будут после соответствующего обучения получать российские водительские права.
- Ни в одной стране Европы нельзя работать водителем с иностранными правами, - рассказывает Игорь Моржаретто, автообозреватель радио "Вести FM". - Если вы приехали в Германию, то в качестве гостя вы можете ездить за рулем своего или арендованного автомобиля. Но на работу устроиться с иностранными правами вы не сможете. Это мировая практика. У нас же десять лет такой запрет существует, но фактически не работает.
Но ведь никто не знает, как учат в тех странах, откуда к нам приехал человек. Неизвестно, получал ли он права официально или купил их и проверить это невозможно. Огромное количество гастарбайтеров приезжают к нам с поддельными правами. И также успешно работают в том числе на общественном транспорте.Поэтому необходимо вернуться к практике запрета на работу водителем с любым иностранным водительским удостоверением.
Понятно, почему такое предложение прозвучало из уст мэра Москвы.
Согласно статистике ГИБДД, за полгода количество аварий по вине такси в России выросло более чем на 20 процентов. А в Москве более чем на 40 процентов. По вине приезжих из СНГ количество аварий в России выросло почти на 12 процентов, а в Москве - почти на 25.
Согласитесь, что это катастрофический рост. Но дело в том, что Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" уже предусматривает такую норму: автопредпрития не имеют права нанимать водителей без российских национальных водительских удостоверений. За это Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.
Не допускается управление транспортом на основании иностранных или международных прав при осуществлении предпринимательской деятельности.
В 2017 году правительство внесло в этот закон поправки. И сделало исключение для граждан Белоруссии, Киргизии, а также государств, где русский язык закреплен в качестве официального. Как будто знание русского языка гарантирует знание российских правил дорожного движения и умение управлять транспортом.
Кстати, у нас также регулярно растет количество аварий по вине водителей грузового транспорта. Но в не столь катастрофических масштабах, как в такси.
Подготовил Владимир Баршев