Сергей Анатольевич, история становления ГК "Агропромкомплектация" не похожа на другие. Начиналось все в Казахстане - теперь уже другом государстве. Потом вам пришлось перевозить бизнес на российскую территорию. Что на этом этапе было самым сложным?
Сергей Новиков: Мы готовились к переезду еще до распада Советского Союза. Видели, что одно большое государство превращается в ряд малых и автономных. Понимали, что этот процесс необратим. Мы прекрасно работали и жили, но когда повеял ветер перемен, из Казахстана хлынул миграционный поток. И мы серьезно задумались над этим вопросом.
Как выбирали место для переезда?
Сергей Новиков: Я бывал в разных уголках России, хотя в это время в Конакове в Тверской области уже работало производственное предприятие нашей компании. Совершенно случайно познакомились с академиком Виктором Жильцовым, по сути, основателем подмосковного Зеленограда. Он тогда признался: "Всегда мечтал побывать в Казахстане!", и я сказал: "Приезжайте!" Он приехал, посмотрел, как мы работаем, и предложил переехать в Зеленоград, сказал, как раз жилье там строит для своих рабочих - и мы также можем в кооперации приобрести несколько квартир для сотрудников. И мы решились. Мне очень понравился этот город - он не был похож на другие: туда съезжались все сливки научного сообщества. Теперь здесь расположен наш центральный офис.
Что же касается Конакова, то в первый раз мы туда приехали после Всесоюзного слета энергетиков, который проходил в Казахстане. Мы занимались производством кабельно-проводниковой продукции, и конаковский директор "Агропромнерго" предложил: "Может, у нас что-то сделаете?" Приехали туда. Был конец октября. Помню, стояла мерзкая погода, в магазинах, кроме морской капусты и березового сока, ничего не было… Но тем не менее внутреннее чувство подсказывало, что именно здесь мы сможем создать наше предприятие. И в 1989 году зарегистрировали его.
Однако сельскохозяйственным производством как приоритетным направлением вы занялись здесь не сразу. Как начался этот путь?
Сергей Новиков: Сельским хозяйством я занимался, сколько сам себя помню. С детства родители приучали к труду. Было так: хочешь побегать, погулять - сначала убери за свиньями, коровами, наноси воды, наруби дров. Молодость, которая прошла в Казахстане - большом целинном краю, тоже запомнилась тем, что вся республика, начиная с посевной и заканчивая уборочной, мобилизовалась для сельскохозяйственных работ. В конце 1980-х я возглавлял службу снабжения агрокомбината "Боровое", и, надо сказать, что на наших плечах лежала тяжелая ноша. Руководство района и области спрашивало строго. А если говорить о более ранних годах, то пять лет я отработал за штурвалом комбайна. Знаю, что такое комбайн СК-3. Сейчас сажусь за CLAAS, понимаю, что это - комбайн-компьютер. Комбайнер не слышит даже его гула, сидит в закрытой кабине, там кондиционер, радио, машина плывет по полю. С конца 80-х годов некоторое время моя жизнь не была связана с сельским хозяйством. Возникало чувство этакой ностальгии. И тут мне предложили взять совхоз "Дмитрогорский" - глубоко убыточное хозяйство. Около двух миллионов долларов долгов, предприятие в упадке, как и практически все сельское хозяйство в тогдашней России… А сегодня мы видим, что такое "Дмитрова гора". Бренд не только тверской - российский.
В эти времена что было самым сложным? И когда, на ваш взгляд, начался расцвет АПК?
Сергей Новиков: Когда с коллегами разговариваем, они иногда произносят фразу: "В наше непростое время…" Но когда время было простым? В конце 80-х мы видели пустые полки. Потом оказались в рыночной экономике, которой нас не учили. Потом - так называемые лихие 90-е, время нашего переезда в Россию. Часть предприятия еще оставалась в Казахстане, а там ввели свою валюту - тенге, но платежной системы не сформировали. И мы перевозили деньги буквально в чемоданах. Продавали кабель, а вместо денег за него нам предлагали молоко или другую продукцию. Потом - девальвация. Новые сложности. В начале 2000-х, когда стали серьезные деньги вкладывать, увидели, как демпингуют наши конкуренты из-за границы, как идет поток дешевого мяса и куриных окорочков, производство которых поддерживают в странах-производителях. Мне и президент задавал вопрос: что послужило толчком для достижения сегодняшних результатов? Я ответил, что все решилось в 2006 году, когда приняли программу развития АПК - как стратегию продовольственной безопасности - и стали давать "длинные дешевые" кредиты, о которых раньше мы могли только мечтать. Все это дало толчок для развития - и нашего предприятия, и предприятий наших партнеров в свиноводстве, молочном животноводстве.
Иногда мы слышим, как эксперты от АПК говорят о проблемах тех или иных отраслей: то же молочное животноводство называют нерентабельным, свиноводство все чаще упоминают в связи с угрозой АЧС. Есть ли причины для пессимизма?
Сергей Новиков: Угрозы и риски в бизнесе есть всегда. Но человеку всегда будет нужно молоко, мясо, хлеб, картошка... И все это должен кто-то производить. Другой вопрос, как работать в условиях существующих угроз. Здесь важно, что к нам прислушиваются и в минсельхозе, и в правительстве страны. Ведем диалог, чтобы сообща решать возникающие проблемы в партнерстве бизнеса и власти.
Сегодня власти говорят, что рынку нужны органические продукты. Правда, видят в качестве их производителей прежде всего фермеров. Как вы считаете, может ли крупный агрохолдинг занять эту нишу?
Сергей Новиков: Любой фермер с органикой обанкротится в нынешних условиях: это продукт с высокой себестоимостью. А сегодня попробуй посади пшеницу и не подкорми удобрениями. Урожайность будет не 50-60 центнеров с гектара, а 15. Себестоимость булки хлеба на заводе будет не 15 рублей, а все 30 или 45. Приведу пример. Мы никогда не добавляем заменители в наши молочные продукты, строго следуем концепции "ферма - переработка - потребитель". Надаиваем 160 тонн молока в сутки, и у нас получается натуральный высококачественный продукт. Но что нам говорят представители торговых сетей? "Нам такое молоко не нужно. Оно киснет в течение пяти дней. А нам нужно то, что стоит на полке по два месяца и стоит 20 рублей, а не 40". То же самое с творогом и сливочным маслом. Так что экопродукт будет востребован на единичных рынках. Пока для нас более актуален массовый продукт, хотя к органике мы, конечно, постепенно будет подходить.
Насколько остра в нынешнем АПК кадровая проблема? Довольны ли вы качеством подготовки специалистов в учебных заведениях?
Сергей Новиков: Мы все испытываем сегодня кадровый голод на профессионалов. Нужны трактористы-машинисты, которые смогут работать на комбайне стоимостью 30 миллионов, хорошие обвальщики, операторы машинного доения. Что сейчас делает доярка? Она управляет компьютерами в доильном зале. Но нынешние выпускники вузов нуждаются еще в двух-трех годах обучения на производстве. Хорошие кадры мы привлекаем жильем - у нас действуют социальные программы, а также обучаем сами: работает свой корпоративный университет. Теперь пришли к тому, что будем совместно с учебными заведениями вести подготовку: недавно договорились об этом с Дмитриевским сельскохозяйственным техникумом, работаем с Тимирязевской сельхозакадемией, а также аграрными вузами Курского и Тверского регионов.
Нельзя не задать вопрос о социальной миссии Группы компаний. Села преображаются, когда там появляется предприятие "Агропромкомлектации". Зачем бизнес занимается социальной инфраструктурой и есть ли от этого польза?
Сергей Новиков: Конечно, в первую очередь бизнес должен заниматься производством. Социальные проекты - вынужденная мера. Но главное для нас - люди. А их в компанию не привлечь, если не создать хорошие социальные условия для жизни, для обучения детей. Поэтому мы и реконструируем дворцы культуры, оснащаем их или строим ФОКи. Сегодня в Группе компаний работает почти восемь тысяч человек, и это - залог нашего успеха.
Подразделения Группы компаний работают по принципу "от поля до прилавка".
Агропромышленный холдинг вошел в топ-6 ведущих производителей свинины и занял девятую строку рейтинга производителей молока в стране.
В компании насчитывается более 11,5 тысячи голов крупного рогатого скота, производится 57 миллионов литров молока ежегодно и перерабатывается в молочные продукты премиум-сегмента.
На предприятиях Группы компаний содержится один миллион 650 тысяч голов свиней. Свыше 265 тысяч тонн мяса и мясных продуктов высокого качества поставляется на рынок благодаря слаженной работе подразделений ГК.
В структуру Группы компаний входит собственная пекарня, где по уникальным рецептам производят хлеб и кондитерские изделия.