Уже при взлете командир Ту124 Виктор Мостовой обнаружил, что шасси заклинило.
- Доложил о неполадке, но из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде", - вспоминал заслуженный военный летчик СССР Владимир Дмитриев.
Самолет кружил над городом, вырабатывая топливо до тонны. На седьмом круге бортмеханик доложил: горючего остается больше, чем необходимо. "Иду еще на один круг", - сообщил на землю командир. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны: когда до аэропорта оставался 21 км, левый двигатель встал. Чтобы сократить расстояние до аэродрома, решили лететь над историческим центром города. Однако над Смольным отказал и второй двигатель. Внизу была Нева. "Витя, садись на воду!", - крикнул Василий Чеченов, второй пилот.
И тогда Мостовой принял решение: сажать самолет на воду - между мостами. Лайнер пронесся в паре метров над мостом Александра Невского, в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на металлических конструкциях, в ужасе попадали в воду. При посадке Ту124 получил пробоину. Лишь благодаря действиям капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал, самолет не затонул на 13-метровой глубине. Его "пришвартовали" так, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап. Командир сошел на землю последним. Абсолютно седым.
Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед ГУ ГВФ СССР сразу после аварии. Парадоксально, но факт: Мостового исключили из авиаотряда за... разгильдяйство. Якобы по его вине Ту124 вначале едва не рухнул на центр Ленинграда, а потом чуть не пошел ко дну. Лишь после того как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов экипажа медалями.
Но приводнение - не самый экзотичный вариант посадки. Так, 8 июля 2005 года 55-летний водитель "порше" решил использовать ВПП в аэропорту германского Битбурга для гонок: он носился со скоростью 160 км/ч. Неожиданно прямо на крышу "порше" начал садиться легкий самолет. Водитель резко затормозил, из-за чего самолет соскользнул с крыши и упал. Пилот не пострадал. А вот в компанию-страховщика "порше" пришлось подготовить спецрапорт: там отказывались верить, что на автомобиль пытался сесть самолет.
Во Флориде вспоминают, как пилот одномоторного "Пайпер Черуки" пытался совершить вынужденную посадку на шоссе около города Дандина. Ударившись о дорогу, самолет несколько раз подпрыгнул, отбросил в сторону два грузовика и приземлился на крышу третьего. А вот в Техасе один самолет приземлился прямо на другой: диспетчер сообщил пилоту приземляющегося самолета, что полоса свободна, и в это время со стороны рулежной дорожки выехал другой лайнер...
Жене Алексеевой в 1963 году было 14 лет. Она жила на берегу Невы в районе текстильного комбината имени Тельмана.
- Информацию о том, что на Неву упал Ту-124, принес кто-то из взрослых, - рассказывает Евгения Николаевна. - Самолет увидели, но близко было не подойти - все оцеплено милицией. Пассажиров выводили по плотам. По Неве в те годы еще сплавляли лес, а набережную в этом месте еще не одели в гранит. Поэтому люди осторожно пробирались по скользким бревнам прямо на берег реки, поросший травой. Милиционеры из оцепления тщательно следили за зеваками. И если замечали в руках фотоаппарат, подходили, заставляли вытащить и засветить пленку.
Подготовила Мария Голубкова (Санкт-Петербург)