По его словам, чтобы достичь плановых показателей к 2030 году, компании необходимо диверсифицировать портфель своих заказов и развивать кооперацию с другими предприятиями. Правда, требования к совместным проектам, в которые компания готова вложить средства, довольно высоки: объем выручки - не ниже трех-пяти миллиардов рублей в год при 20-процентной рентабельности. Продукция должна быть высокотехнологичной, ориентированной на значительную долю российского и мирового рынков.
- Простое воспроизводство чужих технологий нас не интересует. Пока мы пытаемся их повторить, отстаем в развитии, - заявил Илья Галкин на стратегической сессии с представителями уральских промышленных предприятий. - Формы нашего сотрудничества могут быть различными - от производственной кооперации до альянсов. Главное условие - взаимовыгодность, экономия времени и денег.
Компания готова реализовать совместные с уральскими предприятиями проекты в сферах аддитивных технологий (3D-печати), создания накопителей энергии, сверхпроводниковых материалов, химии, металлургии и нефтесервиса. Причем для управления проектами двух первых направлений уже созданы интеграторы. Более того, в подразделениях компании в Новоуральске до конца 2018 года планируют запустить серийное производство 3D-принтеров лазерного селективного сплавливания, которые позволят "печатать" изделия из металлов по индивидуальной цифровой модели. Аналогов в России не производится.
- Аддитивные технологии позволяют выпускать продукцию сложной формы, которой невозможно достичь механической обработкой или литьем. С их помощью можно изготавливать детали сразу из двух разных материалов (например, металла и керамики). Изделия, произведенные методом трехмерной печати, применяются в различных областях, от ядерных и космических технологий до медицины, - пояснили "РГ" в пресс-службе компании.
Правда, совместных с госкорпорацией проектов в сфере аддитивных технологий предприятия Свердловской области пока не реализуют. Зато есть примеры сотрудничества в производстве и установке литий-ионных накопителей энергии. Так, между уральским заводом имени Калинина и новоуральским НПО заключено соглашение: НПО изготовило опытные образцы источников энергии, которые екатеринбургский завод установил на погрузчики собственного производства. К слову, на электрохимическом комбинате весь внутренний транспорт в этом году переведен на системы накопления энергии на базе таких аккумуляторов. Промышленная эксплуатация показала их эффективность и безопасность. Теперь компании собираются продвигать такие погрузчики на открытом рынке.
Средний Урал - не первый регион, с которым топливная компания планирует развивать сотрудничество. "Дорожные карты" о совместной работе уже подписаны с Удмуртией и Владимирской областью, планируется подписание с Красноярским краем, Новосибирской и Иркутской областями. Свердловские чиновники тоже с энтузиазмом встретили предложение о развитии кооперации. Министр промышленности и науки региона Сергей Пересторонин посоветовал представителям местных предприятий заводить полезные связи и пытаться вместе с госкорпорацией осуществлять новые проекты. Правда, он заметил, что руководители наших заводов больше склонны работать в одиночку, "как в колхозе - все сами".
- Вот пример - тот же екатеринбургский завод. Там десять лет создавали коммунальную машину. У итальянцев в подобной машине установлено более 30 агрегатов, произведенных в разных странах. Наши же, видимо, ожидая санкций, решили ничего не покупать на стороне. Сделано добротно, но дорого: потрачено больше времени и денег, чем если бы машину делали на условиях кооперации, - посетовал Пересторонин.
Министр посоветовал промышленникам все же опробовать другой подход: не создавать у себя на заводах новые компетенции, а обмениваться ими с коллегами.