Иосиф Давыдович Кобзон родился 11 сентября 1937 года в городе Часов Яр Донецкой области. С детства любил петь и первых успехов добился уже в школьной самодеятельности - побеждал на областных и республиканских олимпиадах.
Но поступил все-таки в Днепропетровский горный техникум и закончил его. Хорошо учился, продолжал совершенствоваться в пении. Поэтому, когда Кобзона призвали в Советскую Армию, он быстро стал батарейным запевалой. А потом его пригласили стать артистом Ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа. И в 1959 году в Тбилиси (тогда республика Грузия в составе СССР, ныне - независимое государство), он выиграл свой первый большой конкурс - Республиканский конкурс песни. Тогда же записал на пластинку первую песню - "Солдатское раздумье".
Так с армии и началась профессиональная певческая карьера Иосифа Кобзона. Ну а не уйди служить, может быть, стал бы горным проходчиком?
Набравшись опыта, после демобилизации, Кобзон решил поехать в Москву. И сразу же поступил на вокальный факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Но параллельно с учебой продолжал работать - устроился вокалистом в Московский цирк на Цветном бульваре (ныне носящий имя Юрия Никулина).
Уже в 1962 году молодой певец стал солистом Москонцерта и вместе с Александрой Пахмутовой и поэтом Николаем Добронравовым поехал на гастроли по главным стройкам Сибири. С этого, пожалуй, и началась его большая слава. С тех пор Иосифу Давыдовичу начали предлагать спеть свои песни та же Пахмутова, а еще композиторы Аркадий Островский, Эдуард Колмановский и многие другие советские классики. Голос Кобзона - сочный и драматический баритон - нравился мэтрам. Да и то, как он пел - искренне, размашисто. Особенно популярны стали "Песня остается с человеком", "Девчонки, которые ждут", "А у нас во дворе", "Черноглазая казачка", "Дорогие мои москвичи", "Идет девчонка", "Любимые женщины". Нельзя не вспомнить и песни, которые Иосиф Кобзон исполнил в фильме "17 мгновений весны" - "Мгновения" и "Песню о далекой Родине".
Регулярно гастролируя по всей стране, с 1984 года артист начал и преподавать. Среди его учеников - Ирина Отиева, Валерия, Валентина Легкоступова. Попутно Кобзон заступался за "молодежную" музыку. Когда начались проблемы у прогрессивной рок-группы "Машина времени", доказывал в Союзе композиторов, что такая музыка не только имеет право на существование, а ее надо поддержать. Даже давал "машинистам" для концертов свою аппаратуру…
Сын Иосифа Давыдовича Андрей Кобзон, кстати, некоторое время играл на ударных в полуподпольной рок-группе "Воскресенье". И помог отцу в 1996 году выпустить, наверное, самый необычный альбом в его обширной дискографии. Выступил в роли продюсера при поддержке диджея Грува. Релиз получил название "Я песне отдал все сполна" и содержал новые электронные ремиксы многих главных хитов Кобзона, сделанных с очень современным звуком. Очень занятный и удачный диск, ныне - коллекционная редкость!
В 1997 году, когда народному артисту СССР исполнилось 60, он дал большой прощальный концерт. Часа на три, даже больше - ведь пел Кобзон всегда долго. Ну, а как же иначе, если зрители просили?! Так долго, что уже и метро должно было закрываться.
В том же году Кобзон впервые был избран в Государственную Думу, а в 2003-м стал главой комитета по культуре. Не пропускал заседаний и всегда аргументировано отстаивал свою точку зрения. И кажется, никогда не опаздывал. Кобзон всегда предпочитал выезжать загодя, на любые встречи. Независимо от ранга и должности людей, с которыми должен был увидеться.
В 2002 году случился эпизод, который характеризовал Кобзона и как человека, и как гражданина. После захвата Театрального центра на Дубровке террористы назвали фамилии людей, с которыми были готовы вести переговоры. Среди них оказался и Кобзон. И артист срочно приехал (а кое-кто из списка отказался). В итоге Иосиф Давыдович вместе с Ириной Хакамадой не только провел переговоры, но и смог вывести с собою из здания нескольких заложников.
Но без сцены он все-таки не мог. И по-прежнему иногда выступал, хотя в большие концертные туры, как в год 60-летия, уже не ездил.
В 2016 году, например, выступал вместе с Ансамблем песни и пляски имени Александрова на торжественном концерте в честь Дня защитника Отечества. Такие концерты он, конечно, не мог пропустить. Потому что и сам, по сути, был превыше всего - Защитником Отечества.
30 августа 2018 года Иосифа Давыдовича не стало.
2 сентября его похоронят на Востряковском кладбище в Москве.
Иосиф Давыдович, вы понимали, что вас могут убить, когда входили в "Норд-Ост"?
Иосиф Кобзон: Даже не думал об этом. Я слишком хорошо знаю менталитет вайнахов. Еще в 1964 году я получил звание заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР. Был очень дружен с Махмудом Эсамбаевым - считал его старшим братом, а он меня так и звал "младший брат". Я часто приезжал в Чечено-Ингушетию, очень любил и этот край, и его народ, и местные традиции. Я прекрасно знал, что со мной ничего не произойдет, потому что меня знают и потому что я старше. Ей-богу, я не боялся.
Вот второй раз, когда пошел с Ириной Хакамадой, я немножечко дергался. Не знал, как они отреагируют на нее. К тому же Ирина от волнения попросила разрешения закурить, а ей ответили: "Мы, мусульмане, не курим и не пьем". И сразу возникла настороженность.
Я вообще-то не считаю себя очень сильным и храбрым. Я многих вещей боюсь. Например, я привык летать, но каждый раз, когда сажусь в самолет, очень волнуюсь. Боюсь предательства. Считаю, это самое страшное, чего следует бояться. При этом я не боюсь экстремальных обстоятельств. Я испытывал себя неоднократно: на острове Даманском, в Афганистане, Чернобыле, Чечне, "Норд-Осте" и других местах...
Кстати, когда в 1994 году меня пригласили в МИД и предложили выступить в Грозном, я ответил, что не могу себе этого позволить, потому что там идет гражданская война. Я предложил: "Объявите мораторий, и я приеду, буду выступать и для наших ребят, и для чеченцев".
Как только в 1996 году было подписано Хасавюртовское соглашение, я тут же приехал и дал концерт на единственной уцелевшей площадке - стадионе ручных игр в Грозном. Чеченцы не аплодировали, они стреляли в знак одобрения, поднимали автоматы и палили в воздух. Я не боялся. Понимал, что вайнахи таким образом выражают свой восторг...
Владимир Бортко, кинорежиссер:
- Это был великий гражданин нашей страны и могучий певец. Его масштаб проявлялся во всем - и когда он шел защищать людей на мюзикле "Норд-Ост", и когда работал в Государственной Думе. Всегда при принятии решений он руководствовался только двумя вещами: будет ли это полезно для людей и укрепит ли Российское государство. Последний раз я видел его на дне рождения. Он мне говорит, мол, давайте споем. Отвечаю: да что вы, какой из меня певец. Но спели. И это, к сожалению, была наша последняя встреча...
Вячеслав Добрынин, композитор:
- Мы были знакомы полжизни. Сильнейший человек, способный преодолеть любую боль, любое горе, прийти на помощь в любой момент.
Боролся, искал, находил, не сдавался. Вы просто убили меня этой вестью...