Но сильнее всего это пламя раздувало отсутствие официальных сведений о назначении объекта и наличии разрешений на строительство. Рабочие практически ничего не могли пояснить местным активистам, депутатам и администрации МО "Урдомское", на территории которого находится Шиес.
Все данные, которые удалось собрать по крупицам, привели на заседании комитета по природопользованию и ЛПК Архангельского областного собрания депутатов. В слушаниях участвовали представители муниципального образования, прокуратуры области и управления Роспотребнадзора, общественники и экологи.
- Активно обсуждается информация о том, что в ряде районов и городов Поморья планируется организовать свалки и полигоны по утилизации твердых бытовых отходов, в том числе из других регионов РФ, - констатировал председатель профильного комитета Александр Дятлов. - Негативное общественное мнение во многом вызвано недостаточной информированностью жителей области. Мы инициировали заседание комитета, чтобы понять, что в реальности происходит, каковы варианты развития событий и как мы можем предотвратить появление новых свалок на территории региона.
Представители Ленского района рассказали, что первый состав с техникой прибыл на станцию Шиес 31 июля. Показать какие-либо документы строители отказались. К 20 августа там работали уже 40 единиц техники, причем почти вся - без госномеров. Вырыли котлован, ударными темпами готовят площадку под некий объект.
Станция Шиес находится вдали от населенных пунктов. До ближайшего поселка Урдома - 30 километров, до границы с Коми - 4 километра, автодорог нет. По данным депутата районного собрания Людмилы Марьиной, в 2003 году станцию Шиес передали МО "Урдомское", по областному закону как земли населенного пункта. Но три года спустя был заключен договор с "Российскими железными дорогами" об аренде этого участка земли площадью 56 гектаров до 2056 года.
- В июле этого года "железные дороги" передали землю ГБУ "Автомобильные дороги" департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы на 11 месяцев с месячной арендной платой более миллиона рублей, - сообщила Людмила Марьина. - Вскоре ГБУ заключило договор с ООО "Технопарк", организованным чуть больше месяца назад. По информации полевых организаторов строительства, на станции Шиес планируется приемка и выгрузка трех-пяти составов в сутки - от 55 до 90 вагонов.
Ни геологических изысканий, ни экологической экспертизы проекта, ни публичных слушаний не проводилось, при этом работы идут полным ходом, отметила депутат областного собрания Ольга Виткова.
- Это первый случай, когда крупномасштабные работы проводятся без информирования контролирующих органов и населения, - подчеркнул руководитель регионального Роспотребнадзора Роман Бузинов. - Мы направили запрос, но ответа не получили.
Тем временем прокуратура области начала свою проверку законности строительства. Органы Росреестра проверяют целевое использование земель, которые были переданы под железнодорожные объекты. "Правовая коллизия", как назвали ее участники встречи, с категорией земель пока не решена.
Заместитель председателя правительства области Евгений Фоменко заверил, что его ведомство не заключало соглашений о перемещении ТКО ни с одним субъектом РФ.
- Самый главный вопрос - что строится на станции Шиес: свалка, полигон, могильник? В любом случае законодательство предполагает целый ряд обязательных этапов перед строительством любого объекта, связанного с ТКО, - от общественных слушаний до главгосэкспертизы. Если объект разрешат строить, он должен соответствовать самым строгим мировым стандартам. Свалок быть уже не должно, - подчеркнул Евгений Фоменко.
Областные депутаты призвали контролирующие органы принять меры к приостановке строительства на станции Шиес в случае выявления нарушений закона.
Виталий Фортыгин, заместитель председателя Архангельского областного собрания депутатов:
- На самом деле это нарушение законодательства. Местные жители совершенно правы: мы должны понимать, что происходит. Резонансная ситуация вокруг станции Шиес показала, что мы действительно начинаем строить гражданское общество. Прислушиваться к людям и соблюдать закон должны абсолютно все.