Антон Олегович, климатический форум городов России собрался в Москве второй раз. Его повестка дня актуальна для нашего города?
Антон Кульбачевский: Безусловно. Катаклизмы природы Москва в последние годы испытала неоднократно. Вспомним хотя бы первый ледяной дождь, упавший на нее в 2010 году. Он оставил без электроснабжения немалую часть города и затем потребовал существенных затрат на его восстановление. В 2016-м году в Москве прошло уже шесть ледяных дождей. А кто из нас помнит сейчас о них? Жизнестойкость модернизированных за это время городских систем повысилась, и дожди оказались для города почти незаметными. Словом, у москвичей есть опыт, которым можно поделиться с коллегами из других городов. Но есть кого и послушать. На форум приехали известные в мире специалисты из многих стран. Консультант по городскому дизайну Ян Гейл из Дании, исполнительный директор Парижского агентства по климату Анна Жиро, руководитель департамента по вопросам климата из Швеции Стефан Нюстрем и многие другие эксперты. У климата нет границ, поэтому вопросы, которые он вызывает, надо решать сообща. Не случайно, в С40 -сообщество 40 мегаполисов, озабоченных происходящими в нем процессами, входят Париж, Лондон, Нью-Йорк, Мехико, Пекин, Рио-де-Жанейро…Из российских же городов - пока только Москва.
Мы помним жару в столице в 2010-го года, когда кругом горели леса и в городе нечем было дышать. Явно теплее стали и зимы. Есть ли другие признаки, что глобальное потепление, о котором так много говорится, уже коснулось и Москвы?
Антон Кульбачевский: Есть. Средняя температура в городе за последние десятилетия повысилась порядка 1 градуса по Цельсию.
А может быть, пусть теплеет и дальше? Станет Москва курортным городом. Не надо будет ездить никуда в отпуск, будем дома отдыхать…
Антон Кульбачевский: К сожалению, курортным городом Москве, пожалуй, все-таки не быть. Если бы мы создавали город в чистом поле, обладая сегодняшними знаниями и технологиями, это, наверное, было бы вполне возможно. В Арабских Эмиратах проводят, например, эксперимент по сооружению экологических чистого города, без углеродного следа. Но Москве почти 900 лет и она достаточно давно развивается как высокоурбанизированная территория с промышленностью, огромным транспортным потоком, застройкой разных времен и качества. Поэтому одно повышение температуры воздуха вряд ли даст ей серьезные преимущества для улучшения экологического фона.
Но тучи-то разгонять по праздникам мы научились! 9 мая, в День города…Почему, скажем, было не вызвать искусственный дождь в том же 2010-м, когда все вокруг горело? Да и сейчас, когда еще продолжает оставаться проблема с запахом сероводорода, который в часы плохо рассеивается, почему не вызвать искусственный дождь? Он бы мигом очистил атмосферу…
Антон Кульбачевский: Одно дело - разогнать облака пару раз в году по праздникам и другое - серьезное вмешательство в природные процессы. Риск от него выше, чем возможная польза. Вот пример. Пекин страдал от песчаных бурь - город был слишком проницаем для ветров. Власти приняли решение: высадить вокруг леса. Высадили. Возникла еще большая проблема. С транспортным бумом - китайцы больше не хотят ездить на велосипедах, как прежде, массово пересаживаются на автомобили, пекинцы стали задыхаться от выбросов машин. Город-то теперь непродуваемый!
Выходит, Москва предпочитает не вмешиваться в климат? Что Бог пошлет, то и будет?
Антон Кульбачевский: Нет. Правительство Москвы проводит научно обоснованную климатическую политику. Для каждого сектора городского хозяйства определены свои цели и задачи, соотношение от потенциального ущерба от климатических мер и стоимость адаптации к ним. В приоритете два направления - здоровье населения и охрана зеленых и природных территорий. Исходим из того, что негативных сценариев может быть два: либо серьезное потепление, либо серьезное похолодание. Запас прочности вырабатываем такой, чтобы город мог выдержать любые климатические изменения. Ведь меры для этого по сути нужны одни и те же. Скажем, пришла жара и вся Москва включает кондиционеры, чтобы охладить воздух и дома, и на работе. Значит, нужно, чтобы энергосистема выдержала такой объем потребления. С приходом холодов включаем на полную катушку батареи и обогреватели - и снова электричества нужно больше.
Сейчас у Москвы двойной запас мощностей вырабатываемой электроэнергии. И как мы уже неоднократно убеждались, даже в сильные морозы город ни разу не ограничивал энергопотребления ни промышленности, ни торговле, как бывало до 2010 года. Что касается выброса парниковых газов, то Москва за последние 8 лет уже снизила выбросы на 20% от уровня 1990 года.
За счет чего?
Антон Кульбачевский: У нас фактически модернизирован весь топливно-энергетический комплекс. Ни одна ТЭЦ в городе больше не работает на угле или мазуте - все на газе. Серьезную реконструкцию переживает Московский нефтеперерабатывающий завод - на первом ее этапе он сократил свои выбросы вдвое, в полтора раза сократит еще до конца года с запуском суперсовременной установки "Евро-плюс". На улицы города вышел первый электробус, а к 2023 году Москва планирует отказаться вообще от закупок автобусов с двигателями внутреннего сгорания. Свое слово в оздоровлении городской среды скажет и отказ Москвы от строительства жилья устаревших серий, а также программа реновации. Новые дома, которые приходят на смену сносимым - высокотехнологичные и энергоэффективные. Над ними уже нет того багрового облака - признака выброшенного в атмосферу тепла, которое можно было наблюдать над Москвой со спутника в районах "хрущоб".
А почему среди приоритетов у города озеленение? Москва во все времена была достаточно зеленым городом…
Антон Кульбачевский: Нет предела совершенству. Посмотрите, каким зеленым стал центр Москвы - деревья высажены на Тверской, садовом кольце, создаются новые озелененные общественных пространства. Реконструированы и созданы заново 500 новых парков…Зелень в городе - это не только красота. Ученые утверждают, что в зеленых зонах в жару температура на 1-2 градуса ниже, чем вокруг, что ведет к снижению сердечно-сосудистой заболеваемости у людей. Недавний эксперимент, проведённый в Филадельфии, например, показал, что в новых озеленённых зонах депрессия у жителей снизилась почти на треть.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"