Такой позиции придерживается Минфин, о чем рассказал директор департамента налоговой и таможенной политики Алексей Сазанов. "Минфин не готов ничего обсуждать. Мы не можем оправдать дополнительные льготы и доплаты нефтяникам перед гражданами России", - сказал Сазанов. Более того, не стоило бы противопоставлять интересы государства и нефтяников, считает замминистра энергетики Павел Сорокин, так как все заинтересованы в наращивании вложений в отрасль. "Инвестиции в производство, например, труб или насосов - это занятость, налоги, пенсионные отчисления. Это все надо смотреть в комплексе", - напомнил Сорокин, выступая на Московском финансовом форуме.
Нефтяники неоднократно обсуждали с Минфином и Минэнерго возможность сохранить скрытые льготы, которые их заводы получают за счет экспортной пошлины. Когда ее обнулят, нефтепереработка лишится "таможенной субсидии", которая отойдет федеральному бюджету РФ. Это одна из целей завершения налогового маневра наряду с прекращением субсидирования соседних стран за счет беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов. Однако в итоге правительство решило сохранить льготы для тех заводов в России, которые работают на внутренний рынок, модернизируются (или готовы это сделать) либо попали под западные санкции.
Для этого разработан механизм обратного акциза на нефть с демпфирующим компонентом. Его суть в том, чтобы сгладить эффект роста внутренних цен и повысить рентабельность продаж топлива внутри страны. Для этого государство готово компенсировать нефтяникам до 50 процентов выпадающих доходов от поставок на внутренний рынок. "Говорят, что нужно полностью компаниям компенсировать затраты в рамках демпфирующей компоненты, но, на наш взгляд, 50 на 50 - это абсолютно адекватно", - оценил Алексей Сазанов.
Закон предполагает, что отрицательный акциз получат только те заводы, на которых выпуск товарного бензина составляет более десяти процентов от производства. Павел Сорокин напомнил, что сейчас Россия профицитна по бензину и останется таковой в ближайшие несколько лет, но если экономика начнет расти на три процента в год, то через семь-восемь лет рынок может войти в дефицит. Поэтому и нужно наращивать инвестиции в отрасль, чтобы модернизировать перерабатывающие мощности и иметь выпуск бензина на требуемом уровне.