Подделка литературы превратилась в прибыльный бизнес

В Петербурге полицейские обнаружили свыше 160 тысяч контрафактных учебных пособий. Все они хранились в цехах типографии, расположенной на улице Ломоносова в Парголово. Нюанс в том, что все эти издания, если верить логотипам, должны были быть изданы в Москве.

Примечательно, что печать учебников происходила не в подпольных цехах, а в самой что ни на есть легальной типографии. Сейчас следователи выясняют, кто обратился в типографию с заказом и где планировалось реализовать партию контрафактных учебных пособий. Ущерб правообладателю оценивается примерно в 12 миллионов рублей.

- Книжное пиратство развито в большетиражных сегментах, в первую очередь, это учебная литература, - полагает Платон Романов, директор независимого петербургского книжного магазина. - Если современных петербургских писателей редко издают тиражом больше трех тысяч экземпляров, то учебники печатаются сотнями тысяч и неоднократно переиздаются, потому что спрос стабилен.

- Контрафактные учебники печатают в промышленных масштабах. Для организации процесса мошенники закупают образцы настоящей литературы, сканируют их, переводят изображения на специальную пленку и изготавливают штамп-форму, - уверена Наталья Костикова - эксперт по защите от подделок, директор по развитию компании, занимающейся защитой интеллектуальной собственности, разработчик системы бренд-контроля. - Согласно расчетам нашей аналитической службы, для типо-графий рентабельность бизнеса по печати поддельных книг для школы может превышать 500 процентов.

По словам эксперта, пиратские книги проигрывают легальным в качестве. К учебной литературе достаточно жесткие требования, книги должны быть легкими, в красках не должно содержаться отравляющих веществ. Поддельные пособия на предмет соответствия гигиеническим нормам никто не проверяет. На поддельных книгах видны и другие огрехи: блеклые иллюстрации, расплывающиеся шрифты, скачущие строчки и неровные абзацы. Нередко в контрафактных книгах перепутаны страницы.

Наталья Костикова сетует, что высокая рентабельность "черного книгоиздательства" объясняется не только экономией на материалах, но и неуплатой налогов и авторских гонораров.

- Официальные издательства и авторы тратят много времени и средств на разработку учебника: написание текстов, редактуру, дизайн схем, подбор иллюстраций. А преступники берут для копирования уже готовый "продукт" и снимают с рынка сливки. Как правило, бизнес контрафактных учебников управляется организованной группой. После печати поддельных школьных книг в типографии мошенники распространяют их в регионах. Цену устанавливают на 20-30 процентов ниже официальной, - говорит эксперт.

Платон Романов уверен, что стать издателем сейчас может каждый.

- Ни одна типография никогда не спросит, есть ли у желающего выпустить книгу права на ее издание. Дело в том, что рядом с выходными данными всегда печатается фраза, что ответственность за соблюдение авторских прав несет именно издатель, а не печатник. Таким образом типографии защищают себя от рисков, - отмечает Романов.

Нелегальные издатели "снимают сливки" не только с учебников, но и с самых коммерчески успешных образцов литературы в других областях. Например, в Петербурге до сих пор продают поддельные книги о Гарри Поттере, хотя с момента выхода последнего романа прошло уже 11 лет.

Получают прибыль пираты и с деловой литературы.

- Я был одним из совладельцев небольшого издательства. Мы заметили резкий спад спроса на одну из книг. Стали искать причины - она была постоянно в топе рейтинга деловой литературы. Оказалось, что ее подделали, - сетует предприниматель Игорь Тулин.

Тулин с компаньонами стали искать пиратов, предприниматели ходили по местам продаж, внимательно осматривали прилавки - и нашли. Правда, чтобы компенсировать издержки, бизнесменам пришлось судиться дважды - первый суд они проиграли, не смогли доказать, что конкурент подделал их книгу. Но во второй инстанции Фемида встала на сторону предпринимателей.

- Когда круг замкнулся, то выпустившая контрафакт компания сразу предложила выплату компенсации наличными. Мы отказались и дождались официальных выплат по решению суда. Но самое главное - это было прекращение выпуска контрафакта, что было очень важно, так как именно эта книга давала нам основную прибыль, - говорит Игорь Тулин.

По словам адвоката Дмитрия Зацаринского, поддельные книги попадают под статью 146 Уголовного кодекса - "Нарушение автор-ских и смежных прав".

- Законодатель предусмотрел общую ответственность за изготовление и сбыт контрафактной продукции, не подразделяя ее на контрафакт одежды, книги так далее. При этом ответственность несет как изготовитель контрафактной продукции, так и продавец, - жалуется Зацаринский.

Правда, если проводить аналогии с контрафактом одежды или техники, выяснится, что судебной практики по книгам практически нет. Последний приговор был вынесен в 2015 году. В гражданском судопроизводстве иски из-за подделки литературы единичны. Все это приводит к тому, что издательский бизнес, который и так сложно назвать высокомаржинальным, терпит дополнительные убытки.

По мнению Натальи Костиковой, выходом для легальных книгоиздателей могло бы стать внедрение бренд-контроля, когда в каждую книгу зашивается код, скрытый от прочтения до момента покупки. С помощью этого кода потребитель может определить подлинность по смс или через интернет. Пока такая система слабо применяется в книжных издательствах, однако хорошо зарекомендовала себя на других рынках: косметики, продуктов и одежды.

Кстати

Правда, если для издателей подделка книг - это всегда финансовые потери и упущенная выгода, то для читателей проблемы как таковой нет. Горожане покупают контрафакт и не жалуются. В петербургские общества по защите прав потребителей не поступало ни одного сигнала, связанного с контрафактом или некачественно сделанной книгой. Для читателя приоритетно содержание, и он может закрыть глаза на блеклую типографскую краску, на рваные края страниц. Эксперты говорят, что такой подход нелегальным издателям только на руку.