Инициатором гонки является фонд содействия интеграции инвалидов "Активная жизнь". Участники непростые - это люди, передвигающиеся на колясках. Некоторые с тяжелыми травмами спины, некоторые - с ампутированными ногами. Но это не мешает им жить полной событий и эмоций жизнью. В числе 63 участников, помимо крымчан, люди, преодолевшие тысячи километров - жители Екатеринбурга, Тагила, Нижнего Новгорода, других городов страны и даже девушка из Беларуси. Кстати, в этот раз представительниц прекрасного пола было больше, чем обычно - в гонке решили посостязаться около двадцати девушек. Некоторые участники приехали в Крым с семьями.
- Впервые мы проводили гонку не на крытом автодроме, а на открытой специализированной гоночной трассе Crimea Grand Prix в Сакском районе, - рассказала организатор мероприятия, директор фонда "Активная Жизнь" Дарья Кузнецова. - Впервые у нас была трасса длиной два километра. И впечатление остались потрясающие! Добавил экстрима дождь. Побеждали гонщики, которые максимально использовали навыки дрифта. Наши карты сделаны таким образом, что их невозможно перевернуть. Машины произвели в Испании, специально оборудовали ручным управлением и дополнили системами безопасности, необходимыми для людей с ограниченными возможностями.
Для заезда каждому гонщику отводилось 10 минут, за это время можно было сделать сколько угодно кругов. В зачет шло самое лучшее время прохождения одного круга. Первые два участники обычно проезжали не очень быстро, сказывалось волнение, незнание трассы - ведь все они видят ее в первый раз. А потом адреналин и азарт делали свое дело. В итоге в мужском зачете победил Евгений Стафеев из Томска со временем прохождения круга 1 минута 56 секунд. А среди женщин - Наталья Рыжова из Красноярска с результатом 2 минуты и две секунды.
Наталья осталась без ног в 13 лет после удара током, но продолжает вести активный образ жизни, тренируется с паралимпийской сборной России по легкой атлетике.
- От гонки у меня осталась масса впечатлений, - говорит она. - Драйва прибавил дождь. К началу моего старта он усилился. Дорога стала скользкой, видимость была низкая, визор запотевал, а на поворотах круто заносило. При этом карт я вела впервые в жизни. Мне очень помогли опыт вождения автомобиля и своевременные советы тренера. Если мне еще предложат поучаствовать в таком мероприятии, я снова соглашусь.
Организаторы гонок уверены, что инвалидность не имеет никакого значения, если ты активен и жаждешь приключений.
- Хотим показать всем, что мы становимся равными, когда начинаем любить жизнь и не зацикливаемся на проблемах со здоровьем, - говорит Кузнецова. - Стараемся доказать обществу, что ограничения только в голове. Именно такие фестивали помогают поверить другим инвалидам, что в жизни, несмотря ни на какие проблемы, возможно все. Более того, такие акции помогают и людям без инвалидности посмотреть на свою жизнь иначе, оценить по-новому свои собственные возможности. В ноябре мы традиционно проведем подобную гонку в Москве.
Справка "РГ"
Проект "Картинг без границ" стартовал в 2013 году в Москве при поддержке инженеров Московского государственного машиностроительного университета, разработавших карты с уникальным адаптированным ручным управлением. С 2016 года в заездах используются карты, собранные на заводе в Барселоне. В 2017 году проект стал лауреатом премии фонда "Планета добра" в номинации "За развитие спорта инвалидов".