Такая глобальная итоговая цель заявлена в проекте новой федеральной целевой программы (ФЦП) развития внутреннего и въездного туризма, которая должна стать продолжением ФЦП, действовавшей с 2011 по 2018 годы. Ее проект опубликован для обсуждения на портале правовой информации, он находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы.
Остальные параметры программы, будь то финансирование, улучшение инфраструктуры или продвижение маршрутов в регионах, отталкиваются именно от статданных - важно, для кого все это делается и сколько денег на это нужно, отмечают эксперты. "Но нормальной статистики в российском туризме нет. Озвученные цифры по количеству путешествующих сложные, спорные и условные. Это колоссальная проблема, которую профильные ведомства и органы статистики пока решить не смогли", - отметил в беседе с "РГ" гендиректор Фонда развития малых исторических городов России Юрий Щегольков.
Человек посетил музей, его посчитали как туриста, но как узнать, был ли это действительно приезжий турист из соседнего города или местный школьник, приводит пример Юрий Щегольков. "Или у нас часто как туристов считают граждан из ближнего зарубежья, приезжающих в Россию по делам. А в приграничных регионах даже ехать никуда не надо, достаточно речку перейти", - говорит эксперт.
Статистику в туризме надо менять с учетом новых технологий, например, мобильной связи, видеокамер на дорогах. Стоит брать за основу и лучший мировой опыт. "В Испании, например, подсчетом туристов занимается отдельная госструктура, которая чуть ли не еженедельно обновляет учет гостей", - говорит Юрий Щегольков.
Еще одна проблема - финансирование туристских кластеров, заявленных в новой ФЦП. В частности, говорится о создании кластеров "Пхия - Кислые источники" в Карачаево-Черкесии, "Ачалуки" в Ингушетии, "Ворота Байкала" в Иркутской области. "Кластеры не всегда эффективны. Местами кластерный подход улучшает инфраструктуру, но не способствует формированию спроса в них. Это не может не вызывать разочарования инвесторов", - пояснила "РГ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Эксперт предлагает формировать кластеры там, где возможен спрос, то есть ФЦП должна быть увязана с маркетингом.
"Еще важно снижение рисков инвесторов, оно должно быть двусторонним. И для региона, где вдруг недостроенный кластер "завис", и для самого инвестора - деньги дорожают, покупательная способность туристов снижается, окупаемость объектов дольше и дороже. Инвесторы заинтересованы в оптимальных сроках, им нужны льготные ставки по кредитам, госгарантии", - сказала Майя Ломидзе.
"Часто кластерный подход превращается в ярмарку тщеславия. Например, губернатор хочет сделать нечто, что интересно ему и инвестору, а не то, что нужно туристам", - добавил Щегольков. Так появляются новые помпезные рестораны или гостиницы, притом что даже туалетов вдоль турмаршрута нет. "Сейчас, когда туризм перешел к минэкономразвития, надеемся, все эти моменты учтут", - добавил эксперт.
Важно и продвижение турпродукта. "Нужна система. Порой деньги тратятся на освещение локальных событий, мелкое участие в выставках. Когда отчитываются, что Россия приняла участие в 25 выставках, для меня это все равно что сказать: мы купили проездной на 25 поездок. Несерьезно", - отметила Ломидзе.