Чем отличается ваш фестиваль от "Золотой маски" - там ведь отведены для музыкальных жанров специальные номинации?
Георгий Исаакян: Тем, что у нас нет конкурса, нет жюри, нет победителей. И нет отборочной комиссии - сита, которое отсеивало бы спектакли согласно чисто субъективным мнениям. В основе фестиваля принцип абсолютной открытости. Ведь видимая нам картина мира в большинстве случаев кем-то откорректирована, а нам важно ее увидеть со всеми проблемами, достижениями и недугами - какая есть. Мы можем знакомиться с очень необычными работами там, где не ждем. Открыть новые имена и точки на карте российских музыкальных театров. Мне как режиссеру тоже иногда хочется, так сказать, "править природу". Но правильнее - в нее вглядываться, отслеживать какие-то важные процессы.
Программа ориентируется на предложения самих театров?
Георгий Исаакян: Ассоциация музыкальных театров обеспечивает календарь событий, договаривается о предоставлении гостям московских сцен. Но каждый театр заявляет тот спектакль, который считает важным и достойным показа в Москве. Единственное ограничение года: один спектакль от театра. Хотя и здесь пришлось сделать исключения, но такой роскоши, когда привозили по три-четыре названия, мы уже не можем себе позволить: фестиваль разросся, не хватает сцен. Если идея фестиваля начинает пользоваться таким спросом - это служит еще одним подтверждением правильности выбранной ниши.
Вам еще не доводилось жалеть о том, что отбор пущен на самотек?
Георгий Исаакян: Если ты руководишь региональным театром, и у тебя есть шанс показаться в Москве, да еще на площадках уровня МАМТ или Новой сцены Большого, надо быть безумцем, чтобы повезти спектакль, за который стыдно. У нас прошли около ста спектаклей, и только однажды промелькнул такой, который можно признать "некондиционным" - неплохой результат для любого фестиваля. Кроме того, одна из задач - чтобы люди попали в другой художественный контекст. Возможно, у себя дома они уверены, что - шедевр. Но вот ты оказался рядом с другими театрами, и появилась возможность судить о себе по гамбургскому счету.
Театры показали свои работы - что дальше? У вас же нет жюри.
Георгий Исаакян: А у нас и вердиктов нет. Нет премий и распределения мест. Наш фестиваль - реакция на то, что слишком многое стало нас ссорить и разводить по разные стороны баррикад. Ты либерал или почвенник, ты за правых или за левых, ты за скрепы или за голые задницы на сцене… Мне кажется, на территории театра это ложное противостояние. Потому что театр - это огромный единый процесс, в котором есть все, и глушить одно, чтобы прорастало другое, - губительно. Я видел это в Перми, когда то, что там успешно существовало десятилетиями, вдруг было отброшено, ибо планировалась "культурная революция". "Революция" состоялась - но где теперь эти люди и плоды их деятельности! И вот чтобы не было обид и кривотолков, мы отказались от "раздачи слонов". Единственная премия - "Легенда", и вручается она людям, чьи имена не вызывают ни у кого сомнений, видеть которых для всех нас и честь и счастье. Что касается интеллектуальных итогов, то мы стараемся приглашать как можно больше театральных и музыкальных критиков, проводить круглые столы по разным жанрам.
Одно из событий фестиваля - премьера оперы Монтеверди "Орфей", которую вы поставили в Театре имени Натальи Сац.
Георгий Исаакян: Мне показалось правильным приурочить премьеру к фестивалю - чтобы наши гости и участники могли увидеть то, чего они больше нигде в России не увидят. Но это не единственная премьера на афише: Большой театр подарил нам "Альцину" Генделя, МАМТ "Енуфу" Яначека - спектакли далеко не проходные и принципиально важные.
В афише III фестиваля более 30 спектаклей. "РГ" советует не пропустить некоторые хиты ближайших недель:
25.09. "Декабристы" - мюзикл Евгения Загота. Свердловский театр музыкальной комедии. Постановка Кирилла Стрежнева. На Новой сцене Большого театра.
26.09. "Тоска" - опера Пуччини. Астраханский театр оперы и балета. Дирижер Валерий Воронин, режиссер Ольга Маликова. На Новой сцене Большого театра.
26.09. "Эвита", мюзикл Э.-Л.Уэббера, первая постановка в России. Свердловский театр музыкальной комедии. Постановка Алексея Франдетти. На сцене Театра на Таганке.
8.10. "Коппелия" - балет Делиба. Музыкальный театр Республики Карелия. Хореограф Кирилл Симонов. На сцене "Новой оперы имени Е. Колобова".
9.10. "Пиковая дама", пластический фарс. Иркутский музыкальный театр имени Загурского. Хореограф Ирина Ткаченко. На сцене Театра имени Натальи Сац.
11.10. "Аэлита". Футуристический балет на музыку Глиера. Хореограф Кирилл Симонов, дирижер Константин Хватынец. На сцене Театра имени Натальи Сац.
16.10. "Чурумчуку", классический якутский фольклорный балет. Возобновление Евдокии Степановой. Театр оперы и балета Республики Саха. На сцене Театра имени Натальи Сац.
17.10. "Человек из Ламанчи". Мюзикл Митча Ли. Алтайский музыкальный театр. На сцене Театра Геннадия Чихачева.
19.10. "Альцина", опера Генделя. Дирижер Андреа Маркон, постановка Кэти Митчелл. Большой театр.
20.10. "Корневильские колокола", оперетта Планкетта. Театр "Санктъ-Петербургъ Опера". Постановка Юрия Александрова. На сцене "Геликон-оперы".
21.10. "Фауст", опера Гуно. Постановка Юрия Александрова. Театр "Санктъ-Петербургъ Опера". На сцене "Геликон-оперы".
25.10. "Орфей", опера Монтеверди. Постановка Георгия Исаакяна. Театр имени Натальи Сац.
29.10. "Лунный мир". Комическая опера Гайдна. Дирижер Артем Макаров. Башкирский театр оперы и балета. На сцене Центра оперного пения Галины Вишневской.