Крашенинников объяснил необходимость реформы военных судов

Изменить территориальную подсудность военных судов и создать новые судебные структуры для правосудия в силовых ведомствах страны призваны внесенные накануне в Государственную Думу три законопроекта. Зачем понадобилась реформа военно-судебной системы "Российской газете" пояснил автор этих законопроектов глава думского Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

По его словам, реорганизация военных судов обусловлена общим реформированием судоустройства, а именно созданием обособленных надсубъектных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и выделением самостоятельного звена - кассационного и апелляционного военного суда. Эти структурные изменения в настоящее время активно реализуются.

"Кроме того, система военных судов приводится в соответствие с существующим военно-административным делением РФ", - отметил Крашенинников.

При этом военные суды в России осуществляют правосудие не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. В частности, в войсках Росгвардии, ФСБ, МЧС, Министерстве по делам гражданской обороны и других федеральных органах власти. Военными судами рассматриваются административные, гражданские и уголовные дела, дела об административных правонарушениях и материалы о применении дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих.

Количество и расположение военных судов определены, исходя из дислокации войск, их численности. Главное, чтобы обеспечивался принцип доступности правосудия для военнослужащих и равномерная судебная нагрузка. То есть, военные суды создаются по территориальному принципу в округах, на флотах и в гарнизонах.

В настоящее время правосудие осуществляют 12 окружных (флотских) военных судов и 107 гарнизонных военных судов, в том числе 5 гарнизонных военных судов осуществляют правосудие за пределами Российской Федерации. В военных судах Российской Федерации проходят службу 884 судьи (по штату).  Кроме того в составе Верховного Суда РФ действует Судебная коллегия по делам военнослужащих.

"Законопроектами предлагается, в связи с реализацией судебной реформы, упразднить 3-й окружной военный суд и образовать на его базе апелляционный  военный суд с местом постоянного пребывания в городском округе Власиха Московской области. А также упразднить Западно-Сибирский окружной военный суд, образовав на его базе кассационный военный суд с местом постоянного пребывания в  Новосибирске", - рассказал Павел Крашенинников.

Он уточнил, что апелляционный военный суд будет непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным военным судам. В его компетенции - рассмотрение дел в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационный же военный суд - это вышестоящая судебная инстанция по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа окружным военным судам. Им будут рассматриваться дела в качестве суда кассационной инстанции по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Законопроектом в связи с упразднением 3 окружного военного суда предусматривается внесение изменений в систему подведомственных ему гарнизонных военных судов, их предлагается объединить с гарнизонными военными судами, дислоцированными в одном или близлежащем населенном пункте. Предусмотрена и определенная реорганизация гарнизонных военных судов - с установлением юрисдикции вновь создаваемых судов.

На создаваемых военных судах будут замыкаться шесть окружных военных судов, охватывающих всю территорию России. Два окружных военных суда - Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге - предлагается объединить в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в Екатеринбурге. При этом постоянное судебное присутствие окружного военного суда будет образовано в Самаре.

Законопроектом также уточняется юрисдикция нового Центрального окружного военного суда.

Кроме того предлагается названия окружных судов привести в соответствие с наименованиями существующих военных округов. Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды предложено переименовать, соответственно, во 2-ой Восточный, 1-ый Восточный,1-ый Западный, 2-ой Западный и Южный окружные военные суды.

Павел Крашенинников обратил внимание на то, что четыре из указанных окружных военных судов - Дальневосточный, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский - рассматривают уголовные дела о преступлениях террористической направленности. Значительная часть военных судов обслуживает ракетные войска стратегического назначения, а также войска и особо режимные объекты, выполняющие задачи особой государственной важности, носящие стратегический характер и сопряженные с ядерным и другим конвенционным оружием, средствами его доставки, обеспечением ядерной безопасности, защитой государственной и военной тайны. Они же судят преступления, совершенные в частях, несущих постоянное боевое дежурство и боевую службу (войска противоракетной обороны, военно-космические силы, воинские части 12 Главного управления, 9 Центрального управления, ФСБ, ФСО, Службы специальных объектов, Сил специальных операций и др.).

"В целом, предлагаемые изменения в системе военных судов направлены на реализацию реформы судоустройства, которая проводится в настоящее время в системе судов общей юрисдикции. Также реорганизация военных судов позволит привести их в соответствие с существующим военно-административным делением РФ", - заключил Павел Крашенинников.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"