Региональный проект "Золотой маски" открылся 7 сентября спектаклем театра им. В.В. Маяковского "Отцы и сыновья" в постановке Леонида Хейфеца. Последний спектакль зрители увидят 22-го. А весь этот период, между первыми овациями и сожалениями от прощания с фестивалем, наполнен не только театром для зрителей, но и лекциями, дискуссиями, мастер-классами от ведущих столичных мэтров.
Попав, что называется, в золотую середину фестивальных показов, корреспондент "РГ" побывала на одном из самых ярких его спектаклей "Магадан/Кабаре" в постановке Юрия Погребничко московского театра "Около дома Станиславского". В 2017 году эта работа стала лауреатом "Золотой маски".
Шум волн и бесконечный снегопад на экране из пододеяльника, крики чаек, гудки плывущих в неведомые дали с края земли кораблей и много музыки. Такой песенный ностальгический абсурдизм не про край земли, а про всю нашу жизнь, смысл которой безуспешно ищет потерянная дама с чемоданом...
На первый взгляд на захламленной сцене-кабаре не происходит ничего, сюжет топчется на месте. Очень разные и разношерстно одетые люди. Женщина в бушлате, мужчина с баяном в вязаной, похоже, женской кофте. Еще трое в бушлатах (странные ассоциации с мобилизацией). А еще люди с гор, китайский мудрец и человек-рыба. Вот такой состав. Но именно песни, то надрывные горловые, то закрученные руладами, раскрывают их души и скрашивают мечтами убогость обстановки. Магадан, а то бери и шире - суровый край, куда в 30-е годы XX века ссылали заключенных. Непростая жизнь физически и духовно, но люди держатся музыкой, мечтой, философией, историей. Историей отдельных людей и большой страны. Разговаривает об этом, да и то часто невпопад, перемежая философские сентенции научными рассуждениями, только одна дама. Остальные поют. Ведь это жанр кабаре, в котором песенную солянку про Магадан завершает фраза из анекдота - "Я маяк. Делайте что хотите". Финал открыт...
Мария Ревякина, гендиректор фестиваля "Золотая маска":
- У театров не столичных, а особенно у театров малых городов много проблем, начиная с того, что нет помещений для хранения декораций и они вынуждены снимать хороший спектакль с репертуара, и заканчивая отсутствием какого-либо транспорта, чтобы привезти спектакль на новые площадки. Остро стоит вопрос с ведомственным жильем и отсутствием средств на аренду квартир для актеров, что не позволяет привлекать таланты, ведь они востребованы и в столице. Не хватает средств и на создание комфортных условий для зрителей: поменять кресла в зале, установить кондиционеры. Много нареканий вызывают и планы, которые муниципальные отделы культуры спускают театрам по количеству "обслуженных зрителей": есть ситуации, когда играют 417 спектаклей в год, а ведь надо работать и над новыми постановками. Все предложения, прозвучавшие на фестивале по проблемам театров малых городов, мы передадим в федеральный Минкульт и Госдуму.
На встрече с журналистами врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов вновь подтвердил, что свой юбилей театр "Грань" может встретить в новом здании. Затраты на его проектирование и строительство внесены в региональную инвестиционную программу. Сейчас прорабатывается вопрос (20 сентября пройдут общественные слушания) по выделению под объект участка в центре Новокуйбышевска. Денис Бокурадзе подчеркнул, что, расширяя возможности, "Грань" сохранит свою камерность. В новом здании планируется два зала на 200 и 100 мест, площадки для выставок и театрального музея, вспомогательные помещения. В октябре будет готов дизайн-проект новой "Грани", при этом от нынешнего зала в ДК театр отказываться не намерен. Все площадки вместе дадут возможность развиваться, ставить спектакли приглашенным маститым и молодым режиссерам.