Среди плотно поставленных пятиэтажек в образцово-конструктивистском Даниловском районе, который до сих пор ассоциируется с авангардом и ранней советской архитектурной утопией, расположилась галерея "На Шаболовке". Она соответствует тематике отведенного ей места - на площадке проводятся выставки, посвященные культуре XX века, сопровождаемые сериями лекций, презентациями книг, круглых столов...
Сегодня на входе посетителя встречает синяя голова быка, повешенная на стене, точно оленьи рога в доме охотника. Однако если приглядеться, вместо куска камня заметен окрашенный картон - это папье-маше, работа классического скульптора соцреализма Ивана Ефимова, которую он выполнил для спектакля театра теней. Разумеется, для постановки, посвященной Элладе.
Занятно, что голова именно синего цвета, несмотря на то, что в театре теней значение имеет лишь форма. Ефимов не просто так решил выкрасить свой макет именно синей краской - он вдохновлялся мифами и таким образом провел параллель между советским настоящим и греческим прошлым, когда синий символизировал обитель богов, духов предков...
Так начинается выставка "Советская античность", кураторами которой выступили Александра Селиванова и Надя Плунгян. Сама экспозиция, посвященная изысканиям советских художников и архитекторов, черпавших вдохновения в культуре Древнего Рима и Древней Греции, стала "неофициальной второй частью" прошлогоднего проекта кураторов под названием "Сюрреализм в стране большевиков".
Когда зритель вдоволь насмотрелся на диковинную бычью голову, он проходит в выставочный зал. В центре комнаты - имитация колонн, выполненная из легкого тюля, своеобразная ирония кураторов над греческим ордером. Кстати, внутри этих колонн образовались мини-экспозиции, только отодвигай шторку и смотри, как отголоски античности проявлялись в росписи тарелок или на фотографиях.
Все ради того, чтобы наглядно показать, как советские художники в своих работах обращались к античной культуре и то, какую роль она занимала в их творчестве. Зал разделен на три блока: графические зарисовки, архитектура и живопись. В экспозиции малоизвестные работы Владимира Фаворского и Федора Платова, предоставленные наследниками художников и частными коллекционерами, а также архитектурные проекты Иофана, Голосова, Бархина из коллекции "Галеев-галереи". На стеллажах расположились томики издательства Academia, среди которых яркий пример обращения к античности - издание "Греческие эпиграммы" 1935 года.
Графические Заметки призваны показать переход от авангарда к заинтересованности в античности, трансформации источника вдохновения в советское время. Это направление развивалось даже под землей - в метро. Это можно заметить не только на Маяковской, с ее уходящими ввысь сводами и мозаикой, но и, например, на станции Комсомольская. "Здесь Владимир Фаворский имитирует кессонированный потолок [прямоугольные углубления в потолочном перекрытии - прим.ред], а куратор Саша Селиванова, выступившая и в роли архитектора, перенесла эту идею с потолка на нашу стену с фотографиями, подобно как архитекторы в 30-е годы переносили его на фасады", - отметила экскурсовод Ксения.
На выставке широко представлены работы ВХУТЕМАСа - эксперименты молодого поколения, которое так или иначе опирались на греческую или римскую архитектуру. Тут также можно ознакомиться с письмом Сталина, утверждающим проект Дома Советов - абсолютно бесполезного с точки реализации пространства здания, которое, скорее, являлось памятником, чем архитектурной постройкой. К счастью, проект так и не осуществили - закончились деньги.
В секции живопись можно наглядно увидеть, насколько большую пропагандистскую роль играло искусство, даже опиравшееся на античность. В этом случае идеальное, спортивное тело возводилось художниками в культ, они переносили образы атлетов на простых советских людей и делали упор на агитации к спорту. На Западе в 30-е годы происходило то же самое: например, в 1936 году на немецкие экраны вышел фильм "Олимпия" режиссера Лени Рифеншталь - картина, которая должна была привлечь внимание к Олимпийским играм.
Выставка работает до 14 октября.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"