"РГ" пишет: могут ли молодые специалисты рассчитывать на быструю карьеру, высокооплачиваемую зарплату. Могу сказать, что трудоустройство содержит много психологических моментов. Индивидуальные особенности поведения играют очень большую роль на собеседовании. То, как потенциальный работник себя подает, его способность общаться с будущим работодателем, его умение понравиться влияют на успешное трудоустройство. Есть замечательные специалисты, которые войдут, сгорбятся, губы надуют - кто таких возьмет. А есть - вдохновенные неумехи, которые могут себя поставить, преподносят себя как кинозвезды. И очаровывают всех работодателей подряд. Их берут с удовольствием, где бы они ни появились.
Я разговаривал с ректором одного учебного заведения в Германии. И он рассказывал, что до сих пор видны отличия западных немцев, приходящих на собеседование, от восточных. Восточный немец приходит и говорит: "Ну, я не знаю, я бы постарался. Не уверен, что у меня получится". А западный: "Я лучший, и могу все".
Конечно, зарплата молодого работника зависит от профессии. Один из моих юных коллег спросил, сколько он будет получать, когда защитит диссертацию, и ужаснулся. Естественно, поинтересовался, можно ли на это содержать семью, и ему честно ответили: "Нельзя". После этого он исчез. Сейчас в науку, в частности в филологию, приходят толковые люди. Но понятно, что в 20 лет человек горит желанием познавать и самореализовываться. А в 35 ему нужно содержать семью, в 55 у него начинаются проблемы со здоровьем, а зарплата мало меняется. Самоотверженность - хороша, но она не может быть основой для серьезных научных исследований. И молодым ученым надо платить так, чтобы они могли работать и чтобы их домашние не чувствовали себя обделенными. Деньги, общественный престиж, внимание - это то, чего им не хватает.
При этом, конечно, есть люди, которые работают независимо от денег, просто по велению сердца, если пафосно выражаться. Если бы я молодым думал о деньгах, никогда бы не пошел в филологию. Мне нравилось заниматься текстами, исследовать их, анализировать. Если же выпускник вуза ставит себе задачу хорошо зарабатывать, то пойдет в какие-то особые сферы. Но часто в эти сферы бросается большинство, и начинается перепроизводство. Так случилось с юристами и экономистами. Каждый второй учащийся был с этой профессией. Но так, наверное, и строится рыночная экономика: если есть спрос, туда "спешит" предложение. А поскольку предложения очень много, начинается перепроизводство.
Совсем недавно выпускнику вуза требовался еще и опыт, чтобы взяли на работу. Эта же коллизия существует и на Западе. Кстати, недавно я присутствовал на встрече с ректором Петербургского университета. И он сказал: университет думает о будущем своих выпускников, создает программы, инициатором которых становится будущий работодатель, и таких программ у них около четырехсот. Студент уже видит себя в каком-то контексте после университета. А работодатель действительно в нем заинтересован, так как выращивает его для себя.