ЦБ разъяснил порядок реабилитации клиентов-отказников

Клиенты банков, которым было отказано в открытии счета или проведении операции, могут обжаловать это решение независимо от срока давности. Механизм реабилитации распространяется на решения, принятые с 30 июня 2013 года, то есть с дня вступления в силу закона, обязавшего банки отказывать в обслуживании при наличии подозрений, что клиент "отмывает" денежные средства.

Об этом говорится в письме зампреда Банка России Дмитрия Скобелкина с разъяснениями вопросов применения закона 115-ФЗ. Механизм реабилитации клиентов из "черных списков", которые ЦБ регулярно доводит до всех кредитных организаций, действует с 30 марта.

ЦБ разъяснил, что банки обязаны раскрывать причины отказа клиенту в объеме, достаточном для подачи документов на реабилитацию. Решение комиссии при ЦБ о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие отказы.

Между тем межведомственная комиссия при Банке России по исключению отказников из "черного списка" за почти пять месяцев своей работы (с 17 апреля) вынесла лишь семь решений в пользу клиентов, рассказали "РГ" в ЦБ. Еще по девяти жалобам отказано в реабилитации, по одному обращению отказ пересмотрен в пользу клиента до решения комиссии. На рассмотрении было семь жалоб.

Всего в комиссию поступило 358 обращений, но основная часть не была принята к рассмотрению, поскольку либо касалась вопросов, не связанных с отказами по основаниям "антиотмывочного" законодательства (203), либо заявители не попытались перед этим обратиться с реабилитирующими документами в банк, с подачи которого оказались в "черном списке" (118). Еще 13 отказников не представили все необходимые документы в комиссию.

Процедура исключения из списков отказников введена в ноябре 2017 года, с марта она состоит из двух уровней (банк и апелляционная инстанция - комиссия при ЦБ) после жалоб клиентов, столкнувшихся с автоматическими отказами в банках, хотя ЦБ рекомендовал использовать факт наличия фирмы или фамилии в списке лишь как один из факторов для оценки рисков. В списки клиенты попадали и по техническим причинам, например из-за просроченного паспорта.