В ДНР создается клуб предпринимателей "Деловой Донбасс"

Клуб "Деловой Донбасс", возможно, со временем будет защищать интересы бизнеса - в первую очередь малого и среднего. Предпринимательство в регионе начинает оживать, и ситуация в Донецке сейчас напоминает ту, что была в СССР при НЭПе. Корреспондент "РГ" поговорил с идеологом "Делового Донбасса".

Один из создателей предпринимательского клуба - Николай Волобуев. Он понимает, что на украинскую территорию ни ему, ни его бизнесу дороги нет. Внешне мой собеседник совсем не похож на типичного бизнесмена: передвигается по городу на такси, и вместо айфона - заурядный смартфон. Но для донецких предпринимателей, ведущих дело в полувоенных условиях, - это в порядке вещей. Да и вообще в Донецке особое предпринимательство и особый бизнес-климат.

"По большому счету бизнес ДНР как таковой появился после объявления Украиной блокады. Пока шли активные боевые действия, новый бизнес у нас не развивался, а старый - просто доживал свой срок, распродавая довоенные запасы. Нужно было думать, чем заниматься в сложившихся условиях. С рынка ушли крупные игроки, испугавшиеся войны и неопределенности, непонятно было, что станет с промышленностью и торговлей. Уехали на Украину "идейные" бизнесмены, а в Россию - те, кто хотел сохранить спокойствие и привычный уровень комфорта. Конкуренции почти не было, зато накопленные перед войной деньги у людей еще имелись. Нужно было только переориентировать товарный поток и логистику, то есть везти товар не с Украины, как раньше, а из России. Тогда все получалось легко", - вспоминает он ситуацию после 2014 года.

Однако потом накопления у людей закончились, и уровень потребления резко упал, что повлекло изменения модели ведения бизнеса. С одной стороны - выросла конкуренция, некоторые уехавшие в начале войны бизнесмены вернулись, с другой - изменилась структура спроса.

"Если раньше донецкий бизнес больше ориентировался на прослойку обеспеченных людей, то теперь он переориентировался на потребителей с небольшими, но стабильными доходами. Это чиновники, бюджетники, пенсионеры, военные", - рассказывает Волобуев. Поэтому, по словам донецкого бизнесмена, к коммерческому сословию пришло понимание того, что "как раньше уже не будет". "Раньше в Донецке были очень популярны консалтинг и всевозможные бизнес-тренинги. А теперь те, кто этим занимался, удивляются, почему к ним никто не приходит. Но теперь это не нужно. Среда сильно изменилась, и значит, бизнесу тоже нужно меняться", - приводит Волобуев актуальный пример.

По словам бизнесмена, сегодня в республике самыми конкурентными и доходными сегментами торговли вновь стали продукты питания, одежда, лекарства. За ними подтягивается и собственное производство - восстанавливают работу птицефабрики и мясокомбинаты, есть планы по выращиванию рыбы.

"Сельское хозяйство никогда не было развито в Донбассе. Но сейчас все изменилось. Мы обеспечиваем себя сельхозпродукцией максимум на 60 процентов, например, по муке. А по некоторым позициям - всего на 5-10 процентов. То есть это огромное окно возможностей с гарантированным сбытом", - считает лидер "Делового Донбасса". Большие перспективы он видит в "давальческой" схеме производства, когда донецкие предприятия перерабатывали бы российское сырье в соответствии с российскими стандартами.

"Здесь проще запустить бизнес: ниже порог входа, меньше конкуренция. Тут дешевле недвижимость, тарифы на энергию и рабочая сила. Все это может стать точкой взрывного роста. Вновь наступает эпоха светлых ожиданий. В последнее время декларируются, да и уже наблюдаются позитивные тенденции", - говорит он. По словам Волобуева, среди таких тенденций - открытость власти и налоговиков, новый подход к бесхозному имуществу, возврат рынков в частную собственность и многое другое.