Через два года в мире будет несколько тысяч "беспилотных" магазинов
Такой формат торговли предполагает совершение покупок в торговой точке без участия персонала - ни продавцов, ни кассиров. Люди будут участвовать только в выкладке товара.
"Система беспилотного магазина чем-то напоминает каршеринг (кратковременная аренда автомобиля с поминутной оплатой. - Ред.). Прежде чем взять машину, нужно зарегистрироваться, показать права и так далее, то есть система должна вас идентифицировать, - пояснил "РГ" исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. - Здесь похожие правила. Форматы могут быть разными. Один из них заключается в том, что у покупателя должно быть установлено специальное мобильное приложение в телефоне, идентифицирующее личность и ее финансовые возможности.
Покупатель заходит в магазин, проходит идентификацию, дальше за его действиями следят датчики. Человек кладет товар в корзину - система считывает это через штрих-коды, метки. Возвращает товар на полку - то же самое. Таким образом, автоматически формируется структура покупки". Взяв товар, можно просто выйти из магазина, не подходя к кассе и ничего не пробивая. Система автоматически спишет необходимую сумму через мобильное приложение, добавил Андрей Карпов.
Первый беспилотный магазин был открыт в 2016 году в Сиэтле (США). Сейчас, уточнил Андрей Карпов, более трехсот таких торговых точек работают в Китае. Подобные магазины открываются и в Японии. Однако эксперты скептически относятся к распространению такого формата торговли в России, во всяком случае, в ближайшем будущем. Это дорого - аппаратное обеспечение в первом беспилотном магазине в Сиэтле обошлось в один миллион долларов. "Возможно, когда технология отладится, такие модели смогут в массовом масштабе появиться и у нас. Но сейчас если что-то подобное и будет запускаться, то не в магазинах экономкласса, только в премиум-сегменте и в тестовом варианте", - уточнил эксперт.
Причину отставания от прогресса эксперт видит не только в экономике, но и в менталитете потребителей. "В Европе торговые сети теряют около двух процентов годового оборота из-за покупателей, которые находят разные способы не заплатить за товар. У нас, к сожалению, эта цифра доходит до пяти процентов, и это много, особенно если учесть, что торговые сети декларируют, что они зарабатывают примерно 2-3 процента от годового оборота", - сказал Карпов.
Аналитик аграрного рынка, доктор экономических наук Леонид Холод, напротив, не видит серьезных препятствий для распространения подобного формата. "Еще в начале 70-х годов прошлого века на Малой Дмитровке в Москве работал магазин, где весь процесс был автоматизирован. Кассиры работали только в отделе продажи молочных коктейлей и на выдаче жетончиков. Сейчас делают то же самое, только с использованием современных технологий. Российские покупатели, особенно молодого возраста, без проблем оплачивают покупки телефонами", - рассказал "Российской газете" Леонид Холод.
По его словам, большие базовые расходы на создание беспилотного магазина может окупить экономия на рабочих руках - продавцах, кассирах, инкассаторах. "Хотя для рынка это на первых порах не очень хорошо, так как высвобождается приличное количество рабочих рук. Нужно будет создавать рабочие места для тех, кого заменят датчики. Кроме того, такой формат подойдет не для всех товаров продуктовой цепочки. Но для пакетированной, стандартизированной продукции, а также промтоваров беспилотный магазин вполне подойдет", - резюмировал Холод.
Уже к концу этого года найти в магазинах продукты со скидками покупателям станет гораздо сложнее, считают эксперты розничной торговли. Поставщики продовольствия и торговые сети будут сворачивать постоянные распродажи.
"Уже уменьшается глубина скидок. То есть если раньше скидки были по 40 процентов, то сейчас по 20. Сокращается и ассортимент продукции, на которую предлагаются специальные условия", - рассказал "РГ" гендиректор информационно-аналитического агентства InfoLine Иван Федяков. К концу этого года только 10 - 20 процентов всех продаж продуктов будут приходиться на промопредложения и скидки. Сейчас эта доля доходит до 50 процентов, отметил он.
Объем предоставляемых покупателям скидок неуклонно рос последние три-четыре года. Торговые сети пытались всеми силами привлечь покупателей, конкурировали между собой. От поставщиков продуктов они требовали предоставления скидок, а те, в свою очередь, начали изначально закладывать завышенные цены на свои товары, чтобы потом дать скидку.
В результате торговые залы продовольственных магазинов запестрели яркими ярлыками с предложениями товаров по сниженным ценам. А покупатели стали кочевать из магазина в магазин в поисках самого выгодного предложения.
"Промоакций стало слишком много. Даже те покупатели, которые совсем не экономят, все равно около 20 процентов товаров покупают по промоакциям. В целом до 40 процентов товаров приобретаются по промоакциям", - отмечают в исследовательском холдинге "Ромир". В конечном итоге скидки привели к тому, что люди вообще разучились воспринимать стандартную цену, подчеркивают эксперты. По данным исследований "Ромир", две трети покупателей будут ждать для себя подходящей цены.
Чтобы привлечь покупателей, скидок уже недостаточно, эффективность акций стремится к нулю. Большинство торговых сетей в прошлом году получили снижение оборотов и выручки с квадратного метра. Теперь ретейлеры пытаются компенсировать потери, уменьшая количество промоакций.
Не заинтересованы больше в скидках и производители. Себестоимость производства растет, и компании уже не могут оплачивать своей маржой те скидки, которых от них требуют ретейлеры, отмечают эксперты. Слишком большое число скидок неэффективно для производства, соглашается руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Выходом из сложившейся ситуации должны стать соглашение между ретейлерами и поставщиками продуктов питания и отмена скидок по большинству товаров. Покупателям же придется привыкать к обычным ценам, отмечают эксперты.
Однако полностью промоакции с рынка не уйдут, будут сохраняться и скидки. Но они могут быть ограничены группами товаров и сроком действия. В России пока действует очень либеральное законодательство. А в странах Европы, например, запрещено продавать товар по ценам ниже закупочных. Кроме того, период распродаж строго регулируется законодательством, говорит Иван Федяков. Если в России рынок сам не отрегулирует предоставление скидок, вмешается государство. Тогда ограничения на скидки могут быть введены уже законодательно, скажем, по зарубежному образцу, отмечает эксперт.
Подготовил Евгений Гайва.