Сейчас в стране уже 25 подобных школ. А только что открылась еще одна - в Краснодарском крае. На открытие, конечно же, просто не мог не прилететь президент Центра Димы Рогачева академик РАН Александр Румянцев.
Александр Григорьевич, какова география созданных по вашему проекту госпитальных школ?
Александр Румянцев: География очень важна: ведь у нас огромная страна и, к сожалению, нет уголка, где бы страшные недуги обошли детей стороной. Посылать из далекого Приморья или Якутии больного ребенка на лечение и обучение в Москву нереально. Понимаю, что здесь главное - лечение. Что здесь обучение как бы вторично. Но опыт показывает: дети, у которых есть возможность совмещать лечение с обучением, лучше проходят саму процедуру лечения, быстрее поправляются. А главное, не выпадают из социума.
Вот несколько адресов последнего времени - Владивосток, Якутск, Воронеж, Орел, Калининград, Санкт-Петербург, другие города. А теперь Краснодар. Здесь очень сильная медицинская служба, в том числе оказания помощи детям с онкогематологическими заболеваниями.
Согласитесь, даже не каждый самый лучший учитель может стать преподавателем такой школы? Где находите таких людей? Ведь тут помимо чисто профессиональных знаний требуется особое отношение к ребенку. И не только к нему, его родителям, но и ко всей семье.
Александр Румянцев: Вы правы. Оказалось, что очень важен контакт с бабушками, дедушками, братьями и сестрами ребенка, одноклассниками. Где находим таких людей? Это вопрос не совсем ко мне. Лучше на него ответит профессор Сергей Витальевич Шариков.
Сергей Шариков: Это не только профессия. Это миссия. Громкие слова? Поверьте мне. Удивитесь, но чаще всего не мы ищем таких людей, а они находят нас сами. По интернету, по "сарафанному радио". И за четыре года нашей работы не было случая, чтобы тот, кто к нам пришел, отказался бы от дальнейшей работы. Правда, перед тем, как допустить такого учителя к детям, он проходит достаточно жесткое собеседование и стажировку. У нас есть принцип отбора: чужие слезы здесь не нужны - их и без того хватает. Нужно уметь вдохновлять ребенка и помогать двигаться по жизни.
Среди учителей преобладают люди молодые. Или мне это показалось?
Сергей Шариков: Не показалось. Именно молодые легче находят контакт с такими детьми, общаются на равных.
А слезы не случаются после ежедневных встреч с такими детьми? Тут необходимо и мужество.
Сергей Шариков: Бывает. Но никогда при детях, родных и никогда не стало поводом отказа от такой работы. Мы нацелены на то, что ребенок будет жить, иначе мы бы не смогли работать в детских больницах. Мы работаем и с самыми тяжелыми пациентами, даже зная иногда, что дни их сочтены. Пока ребенок хочет и может, пока об этом просят его близкие, мы работаем. Мы руководствуемся принципом: в жизни ребенка важен каждый день. Да, мы учитываем состояние ребенка, его настроение, его возможности. Мы в контакте с лечащим врачом, в курсе всех нюансов лечения и влияния этого лечения на возможность учиться.
А как насчет ЕГЭ? В ваших школах выпускники есть?
Александр Румянцев: Вы не представляете, какое удовольствие я испытываю, приходя на выпускные вечера в школе Центра Димы Рогачева. В этом году у нас 30 выпускников. Один с золотой медалью, 12 стали студентами московских вузов. Всего же за четыре года таких почти 50.
Новая школа открылась на базе Краевой детской клинической больницы. Именно в этой больнице крупный детский онкогематологический центр. Здесь специально оборудовали помещение для занятий?
Сергей Шариков: Это очень важно. Каждый день занятия проводятся с 30 детьми. Одни приходят в учебный класс, к другим учитель приходит в палату. Наши школы - их называют госпитальными - это не только уроки, это еще дополнительные занятия, всевозможные кружки, встречи с интересными людьми. Не было случая, чтобы на наше приглашение прийти пообщаться с детьми, кто-то не согласился. И, надеюсь, никогда не будет отказа. Потому что милосердие, несмотря ни на что, не уходит из нашей жизни. А если уж это касается детей...