Сейчас в России около 47 миллионов единиц транспортной техники, не считая морских и речных судов, железнодорожной техники, работающей на бензине и дизельном топливе. Существенное влияние выхлопных газов на окружающую среду можно почувствовать всякий раз, выходя на улицу. Доля одного только автотранспорта в выбросах в атмосферу составляет 44 процента (а в крупных городах может доходить до 90 процентов) и, несмотря на предпринимаемые меры, продолжает расти.
Для снижения выбросов производители автомобилей совместно с нефтяными компаниями занимаются повышением эффективности двигателей и экологических свойств топлива. Так, для перехода на современный стандарт Евро-5 расходы на модернизацию НПЗ составили более 1,4 триллиона рублей. В будущем помимо автомобилей на бензине и дизеле развитие получат также электромобили, автомобили на водороде и природном газе.
Развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ) имеет огромное значение для нашей страны, которая обладает необходимыми запасами природного газа на сотни лет. При этом стоимость газомоторного топлива примерно в три раза ниже, чем бензина или дизтоплива.
Может ли рынок ГМТ в России получить новое развитие?
Если обратиться к лучшим мировым практикам внедрения природного газа на транспорте, можно выделить ключевые условия для этого. Первое - опережающее развитие заправочной инфраструктуры, обеспечивающей доступность заправки, с государственным софинансированием строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и заправок на сжиженном природном газе (криоАЗС). Второе - расширение ассортимента техники, работающей на природном газе.
Мировой парк автотранспорта на метане сейчас, по экспертным оценкам, составляет около 25 миллионов единиц, заправку которого обеспечивает не менее 31 тысячи АГНКС и криоАЗС. Больше всего такого транспорта и, соответственно, газовых заправок сосредоточено в Китае, Индии, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии и ряде других стран.
Какой сценарий ускорения развития рынка в России возможен с учетом международного опыта? ПО нашему мнению, для этого необходимо реализовать комплекс стимулирующих мер, направленных на субсидирование строительства АГНКС/КриоАЗС в целях опережающего развития газозаправочной сети и создания региональных кластеров рынка газомоторного топлива, а также обеспечения газовыми заправками крупнейших транспортных коридоров; субсидирование отечественных производителей газомоторной техники для увеличения производства и расширения модельного ряда, в том числе техники на СПГ (морские и речные суда, магистральные и маневровые локомотивы, карьерная техника); совершенствование требований к государственным и муниципальным закупкам транспортных средств; приведение требований безопасности к международным нормам для ускоренного развития газозаправочной инфраструктуры; популяризация природного газа в качестве моторного топлива.
Все это потребует совершенствования системы государственного управления в сфере использования ГМТ и повышения ответственности за реализацию стимулирующих мероприятий в субъектах РФ.
В результате для страны могут быть получены значительные экономические и экологические эффекты: снизится транспортная составляющая в себестоимости перевозок за счет экономии на топливных расходах и, как следствие, уменьшится инфляционная нагрузка, сократятся бюджетные расходы на субсидирование социально значимых перевозок, кардинально уменьшатся объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от работы автотранспорта.
Михаил Лихачев, председатель правления - генеральный директор компании "Газпром газомоторное топливо":
- "Газпром" является основным инвестором в развитие газозаправочной инфраструктуры, строя ежегодно по 25-30 новых объектов. Однако этого недостаточно для прорыва в развитии рынка газомоторного топлива. Необходимы прямая финансовая поддержка инвесторов государством, а также планомерные шаги государства по стимулированию спроса на ГМТ, в том числе переход на ГМТ бюджетной сферы, общественного транспорта.
Альберт Каримов, министр промышленности и торговли Республики Татарстан:
- Вопросу применения газомоторного топлива в Республике Татарстан уделяется особое внимание, и на сегодня проделана огромная работа. Правительством региона утверждена государственная программа "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы". В ее рамках осуществляется перевод транспортных средств (ТС) на ГМТ и закупка техники в газомоторном исполнении. Разработан механизм субсидирования затрат собственников транспортных средств, связанных с переоборудованием топливной системы для работы на компримированном природном газе, согласно которой предельные размеры субсидии на одно ТС составляют до 30 процентов от полной стоимости переоборудования. На эти цели бюджетом РТ были выделены субсидии на сумму 75 миллионов рублей. В 2016-2017 годах было запланировано переоборудование автотранспортных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей в количестве 1500 единиц, а фактически переоборудовано 1631 ТС. Всего за период действия программы переоборудовано и приобретено 4180 единиц ТС, работающих на ГМТ.
Большое значение разработке и производству газомоторной техники уделяют республиканские представители автопрома. Так, КАМАЗ производит газомоторную технику с 2011 года. На сегодня серийно производится более 100 различных моделей автотехники. Всего в 2011-2017 годах КАМАЗ произвел более 5700 единиц транспортных средств в различной модификации.
В Татарстане на начало реализации программы имелось 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В 2016 году дополнительно были введены 9 новых станций. Это вывело нашу республику на лидирующие позиции по газозаправочной инфраструктуре (19 АГНКС).
Мы видим перспективы роста интереса к ГМТ. Правительство Татарстана имеет передовой опыт в этом направлении и готово поддержать Минэнерго России по активизации опережающего развития газотопливной инфраструктуры. Уже подготовлен проект госпрограммы Республики Татарстан "Строительство автомобильных газонаполнительных станций на территории Республики Татарстан на 2019-2021 годы", проработан вопрос подбора земельных участков для строительства АГНКС в муниципальных районах республики.