Почему роботизация Ростова началась с зоопарка

В Ростовском зоопарке приступил к работе первый в России робот-кассир. Он не просто продает посетителям билеты, но еще и рассказывает людям о жизни зоопарка. Пока, как сообщили конструкторы, это единственный робот-кассир в нашей стране, хотя в Санкт-Петербурге в порядке эксперимента работает робот-официантка по имени Маруся.

- Мы давно планировали продажу онлайн-билетов и сейчас уже близки к этому. Продажа билетов через официальный сайт зоопарка поможет уменьшить очереди в кассы, а также позволит посетителям прикоснуться к современным технологиям, и я думаю, робот WayBot станет любимчиком публики, - отметил директор Ростовского-на-Дону зоопарка Александр Жадобин.

Искусственный кассир способен перемещаться и маневрировать среди большого количества людей. Причем вместо ног конструкторы разработали для него специальную трехлучевую платформу с колесиками. Благодаря чему движения машины приобрели особую плавность и проходимость.

Корпус робота сделан из водонепроницаемых и особо стойких материалов, а для защиты от хулиганов - создан антивандальный сенсорный экран. Однако главная "фишка" робота - это эмоциональность.

- Мы разработали вопросно-ответную базу и заложили в нее нейросетевую функцию, чтобы робот мог "задумываться" над тем, что он говорит, на основании других моделей и сценариев его общения. Он самостоятельно пополняет свой словарный запас и выстраивает модель поведения с собеседником. Проще говоря, у него есть интеллект, - говорит конструктор сервисного робота Даниил Панченко.

Предполагается, что скоро в зоопарке вместо "живых" кассиров будут работать еще два робота.

Мнение

Владимир Венеров, генеральный директор компании Alfa Robotics:

- Сервисная робототехника в нашей стране только развивается, игроков здесь меньше, чем в производстве промышленных роботов. При этом исследовательская компания Renub Research прогнозирует, что к 2024 году в мире продаваться в 13 раз больше сервисных роботов, которые непосредственно обслуживают человека "лицом к лицу ". Их используют в качестве промоутеров, консультантов, продавцов и кассиров. Соответственно, расширяется сфера их применения.

Уже сейчас сервисные роботы востребованы в ретейле, отелях и ресторанах, банках, на концертах и выставках - там, где много однообразной работы. Значимые плюсы роботов - это, во-первых, дешевизна в работе. Существенные затраты обычно разовые, обслуживать гораздо дешевле, чем платить людям. Во-вторых, неограниченные знания - загружать можно практически любой объем информации. В-третьих, нет проблем с дисциплиной - автомат никуда не убежит, не пойдет курить. И с настроением у него все ровно, он не устает и не раздражается, отвечая десятки раз на одни и те же вопросы.

Антон Павленко, руководитель дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга компании "Инфосистемы Джет":

- Процесс роботизации не только не приведет к серьезному сокращению рабочих мест, но и позволит высвободить человеческий капитал за счет автоматизации рутинной работы и переключить его на решение интеллектуальных задач, повышающих добавочную стоимость для компании. Конечно, некоторые профессии с каждым годом будут терять востребованность, однако, появятся новые: мировой вектор сместится в сторону творческой работы.