"Черный клановец": Ку-Клукс-Клан похож на обман

"Черный клановец" - фильм, основанный на всамделишной истории черного копа Рона Сталлворта, который в 70-е внедрился в Ку-Клукс-Клан и немало повеселился. Не то чтобы его расследование к чему-то конкретному привело, кроме предотвращения нескольких ритуалов сожжения крестов, но сам факт как минимум забавен. И отлично подходит для оформления в смешную комедию.

Но Спайк Ли, видимо, решил, что не время смеяться - война нынче. То есть не война, а Трамп, что еще хуже. Поэтому вместо комедии смастерил большущий красивый транспарант, написал на нем жирными буквами: "Трамп - расист" и собрал овации публики, для которой любая критика Трампа - что котику сметанка.

Всамделишную историю Спайк Ли густо наводнил, скажем так, художественными преувеличениями. Так соратник Рона Сталлворта Чак, вместо него являвшийся на сходки Клана, тогда как сам Рон общался с гнусными шовинистами по телефону, превратился в еврея Флипа Циммермана. Именно в еврея - это важно для драматургии (на самом деле нет). А мелкая политическая организация, к тому моменту изрядно растерявшая былое влияние, превратилась в террористическую.

На самом деле эти достойные всяческого порицания люди были хоть и агрессивными дураками, но в основном безобидными, если судить по одноименной книжке, самим же Сталлвортом написанной. Жгли кресты, устраивали митинг, их предводитель Дэвид Дюк выступал по телевизору и безуспешно строил - до сих пор строит - политическую карьеру. Кто виноват в том, что Дюк и его вредные идеи пользовались некоторой популярностью, так это раскручивавшие его медиа. И угроза для общества исходила не столько от трех с половиной убогих в дурацких рясах, сколько от потенциальных столкновений с левацкими радикалами.

Но, как будто мало того, что описываемые ку-клукс-клановцы уже априори негодяи и ксенофобы, Спайк Ли приписывает им еще и теракт. Которого они в реальности не совершали. И от которого пытается спасти свою также вымышленную подругу героический Рон Сталлворт в исполнении сына Дензела Вашингтона. Причем мешают ему в последний момент как раз вовремя подоспевшие копы-расисты.

Понятно, что это не документальное кино, и потому формально любые фантазии тут допустимы. И что ради достижения благородной цели все средства годятся. А какая, кстати, цель-то? Ну, чтоб вы понимали, заканчивается фильм кадрами из Шарлоттсвилля и перевернутым звездно-полосатым флагом. Изображение плавно мрачнеет, уходя в ч/б. Наступает молчаливый катарсис. Каков образ, а? Бдыщ! - прямо в мозг: Трамп - расист. Такой же, как Дэвид Дюк, если вы вдруг этого не поняли раньше, когда последний сыпал цитатами из президентского микроблога.

Примечательно, что показывая кадры из "Рождения нации" - глядите, мол, какая чудовищная гадость, - Спайк Ли параллельно занимается тем же самым, за что фильм Дэвида Гриффита справедливо заклеймили расистским. Черные у него все белые (простите за каламбур, очень трудно удержаться) и пушистые няшки, а белые - сплошь недалекие реднеки. Но и этого мало.

Весь юмор, стильные референсы к жанру блэксплотейшн и другие положительные моменты, которые в фильме, справедливости ради, есть, захлебываются в топорной сатире и утомительном пафосе длинных монологов, сводящихся к лозунгам: негры страдали, негры страдают, ксенофобии вот этой вот не потерпим. Вроде кино посмотрел, а ощущение, как будто посетил сходку неравнодушной либеральной общественности в защиту всего либерально-хорошего против всего антилиберально-плохого.

2