Как связать регионы дорогами, электросетями и большими деньгами

Стратегия пространственного развития России в ближайшие недели будет утверждена правительством. Один из ключевых пунктов в ней - это инфраструктурное развитие, то есть строительство дорог, генерирующих мощностей и электросетей, которые свяжут регионы и сделают городскую среду комфортной.

Об этом шла речь на Российской энергетической неделе. "Страна сегодня тратит огромные ресурсы на развитие инфраструктуры, и понятно, что это не наше конкурентное преимущество: у нас огромные расстояния, огромная территория, очень много неосвоенных регионов", - обратил внимание вице-премьер Дмитрий Козак. Из-за этого объемы финансирования тоже довольно высокие. На развитие электросетевого комплекса в 2019-2024 годах уйдет 1,3 триллиона рублей (возведение линий электропередачи и трансформаторных мощностей). Траты инфраструктурных компаний еще выше: например, "Транснефть" в 2018-2022 годах потратит 1,1 триллиона рублей, "Газпром" - 5,7 триллиона, РЖД - 3,8 триллиона. Еще 2,3 триллиона до 2024 года будет израсходовано из федерального бюджета на строительство автодорог, рассказал Козак.

Проблема трат не столько в их величине, сколько в эффективности, ведь крупные компании планируют строительство инфраструктуры федерального значения без оглядки на других. "Важно, чтобы мы развивали страну в пространственном разрезе в одном направлении", - заявил Козак, имея в виду синхронизацию усилий государства и компаний.

Инфраструктурные сооружения должны быть красивыми, чтобы это вдохновляло людей, а не пугало

Комплексное развитие городов без инфраструктурного развития невозможно, подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин. "На каждый вложенный в инфраструктуру (Москвы. - Прим. ред.) рубль приходится три рубля частных инвестиций. Благодаря не просто какому-то спонтанному разовому решению инвестировать, а системному ежегодному развитию и коммунальной, и транспортной инфраструктуры мы увеличили рост вложений в основной капитал за последние годы на 70 с лишним процентов", - рассказал он.

Правительство призвало компании развивать страну в пространственном разрезе в одном направлении

Инфраструктура - это, по сути, все, что соединяет людей и компании, при этом удел государства - работать над проектами, которые очень дороги и очень долго окупаются, поэтому наиболее логичный вариант - это государственно-частное партнерство. Чтобы сделать что-то масштабное, нужно сначала придать проекту "красивую идею", а потом и деньги придут, уверен председатель правления Сбербанка Герман Греф. "Я поддерживаю всячески красоту общественных пространств, красоту, которая толкает людей на гениальные идеи", - говорит Греф. Он призывает возводить не "какой-нибудь ужасный мост", а такой, чтобы люди, проезжающие по мосту, вдохновлялись им на что-то новое.

Планы

Энерготарифы перестанут расти?

Введение дифференцированных тарифов может позволить правительству приостановить индексацию энерготарифов для населения, сообщил в эфире "России 24" Дмитрий Козак. "В случае если мы до конца просчитаем этот план, вполне возможно, что индексация тарифов на электроэнергию для подавляющего большинства жителей может быть на некоторое время приостановлена", - сказал он.

К обсуждению давней идеи ввести дифференцированные тарифы правительство вернулось в сентябре. По итогам совещания у вице-премьера было одобрено предложение минэнерго и минэкономразвития о введении трехступенчатой градации энерготарифов для населения. Сам Дмитрий Козак пояснял, что о соцнорме как таковой речь не идет, хотя для большинства это будет выгодно.

В 2016 году обсуждалось три уровня: до 150 кВт.ч в месяц, от 150 до 600 и свыше 600. Минэнерго подсчитывало, что 95 процентов инвалидов, пенсионеров и многодетных семей потребляют меньше 150 кВт.ч. Обсуждаемые сейчас параметры несколько мягче, но верхняя граница - 600 кВт/ч.в месяц - осталась прежней.

"По существу, свыше 600 кВт.ч - это промышленные потребители, а они приравнены к обычным гражданам. Поэтому еще раз внимательно все это посмотрим. Мы хотим, чтобы к лету следующего года это все заработало. К 15 января должны быть проработаны предложения и выработано справедливое решение, справедливое распределение тарифов по различным категориям плательщиков", - говорил Дмитрий Козак.

О необходимости дифференцировать тарифы заговорили на фоне высокого уровня перекрестного субсидирования - это схема, при которой одна группа потребителей платит за другую (например, промышленность частично платит за население, тариф для которого регулируется государством и индексируется на уровень инфляции каждый год 1 июля).